Форум » О старообрядческих согласиях и их жизни » Интересная статья об обер-прокуроре Мелиссино » Ответить

Интересная статья об обер-прокуроре Мелиссино

Алексей Рябцев: http://religion.ng.ru/history/2012-07-18/7_melissino.html Интересно об отношении Мелиссино к староверам и зарождении идеи единоверия. [more]Назначенный обер-прокурором накануне секуляризации церковных имений Мелиссино отличался антиклерикализмом, возросшим в процессе ходатайств об открытии университетской церкви, был носителем просветительской идеологии, решительно выступал за секуляризацию. Именно такой обер-прокурор и требовался императрице. Часто обращаясь к нему с распоряжениями и рескриптами, она возлагала на него большие надежды. В число соратников Мелиссино входил влиятельный Григорий Потемкин, чья помощь облегчала сложный труд обер-прокурора. Уже в первый год своего обер-прокурорства он выступил с трактатом о церковном расколе. Впервые спустя 100 лет после реформы Никона чиновник разумно заговорил об этой проблеме. Используя свои немалые знания истории Церкви, Мелиссино многое правильно понял, нашел главные причины трагедии. «Источник… этого зла – невежество... Наше духовенство коснело… в невежестве», – утверждал он. За редким исключением духовенство оставалось таким и при Екатерине II. В трактате чувствуется антиклерикальный настрой автора: «Вместо того чтобы проповедовать народу, учить его и наставлять на ум или истину… пользуясь слишком большой властью, вместо того чтобы относиться снисходительно, духовенство исполнилось гордыней, вооружилось ненавистью и гневом, хотело убедить народ угрозами и пытками и, свирепствуя… заставляло его идти даже на смерть». И потому, не сомневался Мелиссино, оно лишь укореняло народ в убеждениях, противных официальной Церкви, в привязанности к старым обрядам. «Безмерная строгость, подвергавшая народ унижению, бесчестью, потере имущества, жен, детей, а часто и жизни, вызывала сопротивление, подавала народу повод к недоверию и упорству». Автор трактата «ревнителей старины» считает не маргинальной группой, а частью народа. Наряду с невежеством и гордыней духовенства видит причиной раскола злоупотребление властью со стороны священноначалия, что привело к вопиющей несправедливости. Контроль светской власти над Церковью считает целесообразным, а укрепление обер-прокуратуры – насущной задачей. Для преодоления раскола предлагает конструктивные меры, сделав ставку на староверов, приемлющих священство: «Позволить им те обряды, которые не противны православию, равно как и старые книги». Революционно настроенный, он выступил за право староверов строить свои храмы, за то, чтобы им дали священников, служащих по старым обрядам. Но, учитывая позицию иерархов, Мелиссино сделал оговорку: священники-старообрядцы, принадлежа к официальной Церкви, должны представлять своим епископам доклады о поведении «ревнителей старины». Мелиссино предложил временное освобождение от подушной подати для тех, кто присоединится к официальной Церкви. Но от староверов требовалась подписка «быть верными подданными». При установлении такого порядка, верил Мелиссино, раскол постепенно исцелится, «взаимные обвинения прекратятся, равно как и ненависть, и вместо раздражения повсюду распространится тихое спокойствие». То был проект, приблизивший так называемое единоверие. Эту идею приписывают митрополиту Платону (Левшину). Считается, что он «первый произвел сильное влияние на осуществление этой мысли» (по утверждению профессора дореволюционной Санкт-Петербургской духовной академии Петра Смирнова). Но именно Мелиссино первый предложил компромисс вместо запретов и жестокостей. «Сверх упомянутого снисхождения… не называть их более раскольниками», – предлагал обер-прокурор. И действительно, оскорбительное именование староверов начинает выходить из официального употребления. Трактат Мелиссино помог Екатерине II, взявшей курс на реализацию целого ряда его положений. Старообрядцы испытали временное облегчение. В 1764 году, руководствуясь предложением Мелиссино, Синод предписал епархиальным архиереям освободить староверов, заключенных в монастырские тюрьмы, ради приобщения к официальной Церкви. Духовенству запретили гнать «ревнителей старины». Но Мелиссино противостояла церковная иерархия, непримиримая к староверам. Епископ Афанасий (Вольховский) называл священников-старообрядцев творящими «в вере разврат». Жесткую позицию заняли тогда и два других известнейших иерарха – митрополит Гавриил (Петров) и архиепископ Амвросий (Зертис-Каменский), считавшие крамолой и старые обряды, и строительство старообрядцами церквей, и «древлеправославное» священство. Они хотели одного: запрещать, не пускать, наказывать. [/more]

Ответов - 1

Алексей Рябцев: Открытым текстом написано, что единоверческий проект на самом верху рассматривался не в 1800 году, а в 1763! Почти на 40 лет раньше! Дальше написано о глубоком знании Мелиссино данной проблемы. А Мелиссино не из низов вышел. Он вообще иностранного происхождения. Из книг он ничего узнать не мог (не было таких книг). Бытовых знаний у него быть не могло (он из другой среды). Значит, были многочисленные и длительные контакты и переговоры с верхушкой староверов.



полная версия страницы