Форум » Былое и думы » Антитеза. "Посетил есть нас Восток свыше..." » Ответить

Антитеза. "Посетил есть нас Восток свыше..."

Роман Ермаков: [quote]И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. (1Ин. 1:5)[/quote][quote]78 По благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток (Восход) свыше, 79 просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира. (Лк., 1: 78-79)[/quote][quote]И возносясь, Он поднимался по направлению к востоку, и таким образом Ему поклонились апостолы, и Он "такожде приидет, имже образом увидели Его идуща на небо" (Деян. I, 11), как сказал и Сам Господь: "Якоже молния исходит от восток и является до запад, тако будет и пришествие Сына человеческаго" (Мф. 24:27). Итак, ожидая Его, покланяемся на восток. (И. Дамаскин, "Точное изложение православной веры", Книга IV, Гл. Глава XII)[/quote]

Ответов - 10

Роман Ермаков: Среди множества свидетельств вероисповедания первых последователей Христа весьма выразительными являются памятники раннехристианской архитектуры. Это домовые церкви членов общин (такие как в Дура-Европос, 231 г.), катакомбы, мартириумы в виде ограды или часовни, базилики, крестово-купольные храмы, баптистерии, крестовидные церкви (IV—V вв.) и многое другое. Организация их пространства отражает богословие тех лет. И не смотря на разнообразие подходов к планировочным решениям, в фундаментальных, основопологающих закономерностях воплощения архитектурной символики различий, как правило, не наблюдается ... В этой теме рассматривается вопрос об ориентации помещений для молитвенного поклонения Богу относительно сторон света.

Роман Ермаков: Прежде мы публиковали план устроения собора Св. Софии Константинопольской, с указателем сторон света по карте. Вот это изображение: По изд. Р. Ф. Тафт. "История Литургии свт. Иоанна Златоуста", Том. II "Великий Вход", Омск 2011, С. 253

Роман Ермаков: Как видно из данного снимка, православный храм ориентирован алтарной частью строго на Восток. С восточной стороны распологалась и скевофилакия Святой Софии. Входные же ворота со стороны "нартекса" находились с противоположной, т.е. западной стороны. Таким образом, попадая в храм через основной вход и обращая взор на Амвон, Солею и Алтарь, молящийся смотрел на Восток, а не на запад. Учитывая распространенное в наши дни религиозное мировоззрение о приемственности ветхого договора и Нового Завета необходимо рассмотреть устройство Иеросалимского храма.


Роман Ермаков: Ветхозаветная скиния описана в книге "Исход". Шатер был ориентирован в пространстве относительно сторон света (Исх. Гл. 26) Шатёр 31×10 локтей находился в западной части большого двора (хацер), длиной в 120 локтей и шириной в 60 локтей. Расстояние от завес двора до стен шатра составляло 25 локтей с севера, юга и запада. Вход в Скинию располагался с восточной стороны и был закрыт особым пологом, который назывался масах, общей длиной в 20 локтей... Шатёр представлял собой каркас из деревянных досок, обложенных золотом, покрытый четырьмя покрывалами. Его устройство позволяло разбирать всю конструкцию на части, пригодные для ношения. Размеры шатра составляли 31 локоть в длину, 10 локтей в ширину и 10 локтей в высоту. Шатёр был разделён на две части занавесом (парохет). Задняя его часть (западная часть, размером 10х10х10 локтей) называлась Святая святых (Кодеш кодашим). Перед Святая святых находилось священное пространство, Святилище (Кодеш), отделённое завесой (масах) от передней части ограждённого двора (Хацер). Таким образом, шатёр состоял из трёх деревянных стен... и был закрыт завесой с восточной стороны. Планировка Соломонова Храма создавалась подобно планировке скинии. Причем, многие ее элементы, в последствии, станут неотъемлемой частью не только еврейских синагог, но и христианских храмов...

Роман Ермаков: На приведенных "план-схемах" мы видим прямо-противоположную ориентацию отделенных завесой "Святилища" и "Святаго-Святых" иеросалимского храма и Алтаря христианских храмов. Они противостоят друг другу как запад и Восток.

Роман Ермаков: Т.е. один из древнейших вопросов всех времен и народов: "Как поклонятся?" в НЗ символике был разрешен в форме мощной антитезы. Молитвенные помещения первых христиан - ориентированы на Восток, а не на запад, как в ВЗ...

Сергiй: От себя добавлю: Всем известно в какую сторону плюют просвещаемые (хрищаемые), отрекаясь от сатаны при крещении. На запад, т.е. в ту сторону куда молились древние июдеи. Учитывая, что плюют христиане на диавола, невольно вспоминаются слова Спасителя: "ваш отец диавол". Христов Завет совершенно противоположен ветхому. Вплоть до сакрализации сторон света. Нет ничего общего у света с тьмою.

Сергiй: Есть ещё один нюанс. После второго ватиканского собора католические жрецы совершают евхаристию стоя лицом на запад (т.е. лицом к молящимся).

Сергiй: Вообще, антитеза-то не из рядовых... И у всех на виду, да никто не видит. Всё прообразование и преемство воспевают. Это ровно, как встретились бы на дороге два человека идущие в противоположных направлениях, поговорили, один убил другого, но тот воскрес и каждый пошёл своей дорогой. Одно непонятно, почему, те, кто именует себе учениками и последователями воскресшего, ведут своё преемство от того, кто убил и всегда шёл в другую сторону?

Andrey-co: Всё по Христову глаголу...



полная версия страницы