Форум » Обсуждения выходящие за рамки заявленных тем » О терминах » Ответить

О терминах

Сергiй: Последние события заставили меня задуматься об употреблении некоторых слов. Например, что означает слово "святитель" по отношению к человеку? Мне известна только одна формулировка святительства: Отцу через Сына Духом Святым. Разве "святители" святят (дают Духа Святаго)? Или имеют способность низводить Духа Святаго по своему желанию? Всё Писание свидетельствует о том, что Дух Святый сходит, а не сводится людьми и дышет идеже хощет, а не где прикажут. Или это просто должность такая? Слово без реального значения и дееспособности? А слово "святой"? Не синоним ли это слова "христианин", т.е. тот, кто в крещении получил Духа Святаго? "Святой" - это "кто?", или "чей?". Если "чей?", то понятно - общник Христа Духом Святым. Но не становится ли таким общником любое подлинное евхаристическое собрание в своей совокупности? Разве возможно евхаристическое собрание, без действия Святаго Духа? Святой же, как самостоятельный индивид - это кто? Новый посредник новой иерархии? Навроде того, как един священник Исус Христос, но много священников среди людей? На земле священники, а на небе множественные святые? А "Един Свят Един Господь Исус Христос" - это просто декларативное заявление, которое нужно понимать так, что помимо Христа есть и другие святые личной святостью?

Ответов - 22, стр: 1 2 All

Алексей Рябцев: Я думаю, что в некоторых случаях можно вполне доверять общепринятым значениям слов. Вот вполне приемлемое определение слова "святость" из Википедии: "Святость (праслав. svętъ, svętъjь[1]) — одно из наиболее фундаментальных понятий христианства. Святое — являющееся Богом или Божественным, происходящее от Него, отмеченное Его присутствием или действием Божественной Благодати, посвященное Ему в служение и отделенное от мирского." "В расширительном смысле святое также может означать высшую степень благородства и нравственной чистоты в человеческих действиях или мыслях, как-то: святая цель, святая правда, святое дело, святое братство, святой долг."

Сергiй: Алексей Рябцев пишет: посвященное Ему в служение и отделенное от мирского т.е. жертва и "святая святых"? 1. Имеяше убо первая скиния оправдания службы, святое же людское: 2. скиния бо сооружена бысть первая, в нейже светилник и трапеза и предложение хлебов, яже глаголется святая. 3. По вторей же завесе скиния глаголемая святая святых, 4. злату имущи кадилницу и ковчег завета окован всюду златом, в немже стамна злата имущая манну, и жезл ааронов прозябший, и скрижали завета: 5. превышше же его херувими славы, осеняющии олтарь: о нихже не леть ныне глаголати подробну. 6. Сим же тако устроеным, в первую убо скинию выну вхождаху священницы, службы совершающе: 7. во вторую же единою в лето един архиерей, не без крове, юже приносит за себе и о людских невежествиих. (Послание к Евреям 9:1-7) Алексей Рябцев пишет: Я думаю, что в некоторых случаях можно вполне доверять общепринятым значениям А я знаю множество людей, которые подобным же образом рассуждают о пасхалии, совершенно не смущаясь двоемыслием лишь на том основании, что оно общепринято. Алексей Рябцев пишет: Святость (праслав. svętъ, svętъjь[1]) — одно из наиболее фундаментальных понятий христианства. так Един Свят или не Един? Про фундаментальные понятия и так всё понятно. Хотелось бы простого ответа: "Да Един" или "Нет не Един".

Алексей Рябцев: Сергiй пишет: т.е. жертва и "святая святых"? Нет. Просто Богослужение (молитвы и Евхаристия) должны быть видимым образом (торжественностью, настроем, ответственностью, поведением и т.д.) зримо отделены от повседневной обыденности. Сергiй пишет: А я знаю множество людей, которые подобным же образом рассуждают о пасхалии И я знаю. Но я, вроде, по-русски пишу: "в некоторых случаях". То есть не всегда. Сергiй пишет: Хотелось бы простого ответа: "Да Един" или "Нет не Един". Какого простого ответа ты ищешь? В приведенном мной определении (которое еще и не исчерпывающее) приведено минимум пять основных значений слова "святой" и еще куча переносных. И русский и славянский (да и все остальные) языки многозначны. И значение слова зависит от контекста. Если брать первые значения ("являющееся Богом или Божественным"), то да - Един.


Сергiй: Алексей Рябцев пишет: Если брать первые значения ("являющееся Богом или Божественным"), то да - Един. А если посмотреть с другой стороны, то вроде и не Един?

Andrey-co: - от Господа, Первоисточника, идёт святость, а мера её - только вера в простоте... ("своим умом" тут и впрямь не управить ...) Рязанский иерей Константин Камышанов с "pravmir.ru" кстати на глаза попался: "Господь дарит нам очень дорогие и полезные вещи, которые требуют умения пользоваться ими. Аборигену амазонской сельвы простительно, если он выбросит очки Гугл или будет использовать айпад как подставку под миску. Он-то ничего не знает о сотовой связи и текстовых редакторах. Но мы-то говорим: — Христос воскресе! Мы-то принимаем в себя Тело и Кровь Христа. Мы-то все знаем. Так почему мы до сих пор остаемся хуже блага, но лучше зла?" Наверно, мало "знать"... Любви бы дал Господь... Доброй ночи.

Роман Ермаков: Алексей Рябцев пишет:...отмеченное Его присутствием или действием Божественной Благодати...Интересное определение. Объемное. Вообще "совершение" святости (2 Кор. 7:1), которая нам заповедана (1 Пет. 1: 14-17) и без которой никто не увидит Господа (Евр. 12:14) это процесс проходящий через непрерывное Освящение. Освящение - это отделение от греха, посвящение себя Богу, следование Его воле, преобразование в Его подобие и т.д., вплоть до Павлова: "живу уже не я..." (Гал. 2:20). А так как христианство это не личная интеллектуальная вера (христианин может жить только в общине), то и происходит оно, - во Христе, через Христа, со Христом, при помощи различных средств, которые дает Бог. Служение Евхаристии одно из них. В старых служебниках так и писали "Божественная служба". "Божественная" - "неземная" - "святая" (Божия). И когда в одном из призываний на Вечере возглашаем: "... со всеми святыми помянувше, сами себя, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим", то уповаем на наше Освящение, по благодати, обетованию и вере. М.Ааранц пишет по-своему: "просим войти в общение" с Христом и угодниками Божиими, "соединиться в Его Теле с ними". Т.е. отдаем себя с упованием, поминая всех "иже от века Тебе благоугодивших", т.е. послуживших и принятых в Царствие. В АП писано более определенно, "да будем святы, не имуще порока, скверны..." Все, прям по заповеди: "Будьте святы, потому что свят, призвавший вас ко служению", как у Петра и писано в 1-м письме. Т.е. определение такое содержательное получается в энциклопедии. Слова в русском языке многозначные, за что и любим он. Прошу прощения за вмешательство в беседу.

Сергiй: Роман Ермаков пишет: В старых служебниках так и писали "Божественная служба". "Божественная" - "неземная" - "святая" (Божия). Так я не понял евхаристическое собрание - святое собрание или нет? Или святое, но если дело не касается какого-либо конкретного собрания, а каждое конкретное евхаристическое собрание, состоящее из обычных людей - нельзя назвать святым собранием? Или святая служба происходит отдельно от евхаристического собрания и потому служба святая, а собрание - нет?

Сергiй: Andrey-co пишет: Мы-то принимаем в себя Тело и Кровь Христа. или себя благодарим за принятие (причастие) себя в Тело и Кровь Христовы? Andrey-co пишет: Так почему мы до сих пор остаемся хуже блага, но лучше зла?" Это как? Я читал вот эдак: 13. Сия писах вам верующым во имя Сына Божия, да весте, яко живот вечный имате, и да веруете во имя Сына Божия. 14. И сие есть дерзновение, еже имамы к нему, яко аще чесо просим по воли его, послушает нас: 15. и аще вемы, яко послушает нас, еже аще просим, вемы, яко имамы прошения, ихже просихом от него. 16. Аще кто узрит брата своего согрешающа грех не к смерти, да просит, и даст ему живот, согрешающым не к смерти. Есть грех к смерти: не о том, глаголю, да молится. 17. Всяка неправда грех есть, и есть грех не к смерти. 18. Вемы, яко всяк рожденный от Бога не согрешает: но рожденный от Бога блюдет себе, и лукавый не прикасается ему. 19. Вемы, яко от Бога есмы, и мир весь во зле лежит. 20. Вемы же, яко Сын Божий прииде и дал есть нам разум, да познаем Бога истиннаго и да будем во истиннем Сыне его Исусе Христе: сей есть истинный Бог и живот вечный. 21. Чадца, храните себе от треб идолских. Аминь. (Первое послание Иоанна 5:13-21) Я так понял - кто не в Бозе, тот во зле. И где здесь промежуточная позиция, о которой краснобайствует чтимый тобой никонианский поп?

Алексей Рябцев: Сергiй пишет: Так я не понял евхаристическое собрание - святое собрание или нет? "Не понял" - это уже хорошо. А то я уж боялся, что ты абсолютно уверен. Сергiй пишет: каждое конкретное евхаристическое собрание, состоящее из обычных людей - нельзя назвать святым собранием? Наверное, можно. Но только снаружи, а не изнутри. Я по своей склонности к мании величия, пожалуй, не стану особо возражать, если кто-то внешний назовет наше собрание "святым" (потом-то, конечно, покаюсь в гордыне...). Если же на Страшном Суде наше собрание окажется святым - то это вообще цель жизни! Я тебе-то зачем обязательно надо заранее назваться? Сергiй пишет: А если посмотреть с другой стороны, то вроде и не Един? Можно и еще раз перечислить все пять значений слова (которые ты благоразумно пропустил мимо внимания). Из них одни употребляются по отношению к Богу, а другие - по отношению к людям и их действиям.

Роман Ермаков: Алексей Рябцев пишет:Наверное, можно. Но только снаружи, а не изнутри. Именно. В письмах Павла к общинам читаем о том, что христиане "призваны стать святым народом Божьим":От Павла, по воле Бога призванного стать апостолом Христа Исуса, и от брата Сосфена — Церкви Бога в Коринфе, тем, кто посвящен Богу через Христа Исуса, кто призван стать Его святым народом, вместе со всеми, кто везде и всюду призывает имя Господа нашего Исуса Христа. (1 Кор. 1:2)Или к Ефесянам:Чтобы мы были перед Ним святыми и непорочными и жили в любви. (Еф. 1:4)Римляном:Всем вам, живущим в Риме, кого полюбил Бог и призвал стать Его святым народом, — милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Исуса Христа. (Рим. I:7)

Роман Ермаков: Опыт же "декларирования святости Собора" в литургическом наследии запечатлен. Как выяснилось, это и не молитва вовсе. И не благодарение. И во многих древних Службах ее попросту нет. Появляется на определенном этапе, с развитием догматики и расширением богословия. Известна же она всем:Верую во Святую Соборную Апостольскую Церковь...Формулировка, как видим, выработана в рез. длительного труда. Лаконично и точно.

Роман Ермаков: Или, другой оттенок смысла для понятия "святости". "Освященными" часто называют церковные Соборы (как в РПСЦ, например). В свое время довелось слышать от очень близких людей, что это "уже дерзновенно". И что? Отрицаются ли они "печати" св. Духа? Ошибаются ли, говоря о "дерзновении" и упирая но то, что "дышит, где хочет" ? Судить не стану, так как "ошибка" эта умилительна, ибо корень ее - смирение, а не гордоумие или тщеславие...

Сергiй: Алексей Рябцев пишет: А то я уж боялся, что ты абсолютно уверен. А ты не бойся. Да, я абсолютно уверен, что евхаристическое собрание, которое является Телом Христовым - это святое собрание. Ну это для тех, кто не боится христианином быть. Алексей Рябцев пишет: Но только снаружи, а не изнутри Возможно для тебя это и так. Для меня же вообще всё равно как и что будет снаружи называться. А вот как изнутри называть - это вопрос исповедания веры. Одно дело в кружок любителей хорового чтения собираться и надеяться, что кто-нибудь снаружи назовёт его евхаристическим собранием. Другое дело - на Трапезу Господню. А вот насколько ты в брачных одеждах пришёл - это уж потом и узнаешь. Трапеза от твоего недостоинства ничего не теряет (ну, если, конечно твоя мания величия не больше Божиего милосердия). Алексей Рябцев пишет: Можно и еще раз перечислить Да ты не утруждайся, просто напиши: "В остальных случаях - не Един Свят". Так понятнее будет. Ну или: "И в остальных случаях - Един Свят" - тогда и вариативность не к чему.

Сергiй: Роман Ермаков пишет: "Освященными" часто называют церковные Соборы (как в РПСЦ, например). Ну, вероятно, по чьему-то мнению в РПСЦ - собор свят (освящен), а вне РПСЦ видимо нет. Так... тусовка по интересам. Роман Ермаков пишет: ибо корень ее - смирение Да? А по моему мнению корень её нежелание реально, а не виртуально исповедать себя христианами и причастниками Святаго Духа. Эдакие игры ума, но с оглядкой. Потому, что если слишком расшалишься - могут и отшлёпать. А умиляться такому "смиреномудрию" самое место в РПЦ.

Сергiй: И ещё о терминах. А что это за словосочетание такое "благочестивое недостоинство". Благочестие (или богочестие) - это проявление в христианине действия Духа Святаго. Это что за "недостойное" проявление Духа Святаго? Или кто-то "по недостоинству" добровольно отрицается Духа Святаго? - По сути вопроса, нежелание исповедать евхаристическое собрание святым собранием есть ни что иное, как отречение от Духа Святаго. Доходчиво? Или опять "но если посмотреть с другой стороны..." Если не доходчиво, то скажу образно: иногда, "если посмотреть с другой стороны" можно вместо лица увидать жопу.



полная версия страницы