Форум » А тако ли како? » "Доброе и худое древо". Ветхозаветный Яхве и любящий Отец, явленный Христом. » Ответить

"Доброе и худое древо". Ветхозаветный Яхве и любящий Отец, явленный Христом.

Роман Ермаков: На Святое Воскресение (и каждый День Господень) во время православной Литоргии торжественно поется:[quote]Спаси нас Сыне Божий, воскрес из мертвых поющих Ти, Аллилуия, 3-жды. ("Обедница знаменнаго и демевственнаго роспева с архиерейским служением", л. 3 на об. Издание первое. Книгоиздательство "Знаменное пение". С рукописи А.Ф. Калашникова, Киев 1909 г.)[/quote][quote]Аллилу́ия (ивр. הַלְלוּיָה] הללויה]‎, в транскрипции халелу-Йах; в лат. транслитерации alleluia). Букв. «Хвалите Ях ( Яхве, Йаг, Иегову)» — в ряде христианских конфессий — молитвенное хвалебное слово, обращенное к Богу. В некоторых русских переводах Библии передаётся словосочетанием «восхваляйте Господа»[1], «восхваляйте Иаг»[2] или же просто транслитерируется в «аллилуия» или «аллилуйя», и в такой форме было принято в русский язык, и в богослужение большинства христианских церквей вошло без перевода. Слово используется в иудаизме как часть молитв галлель. "Свободная энциклопедия"[/quote]В связи с этим, возникает очевидный вопрос: А является ли проповедь Христа продолжением и развитием традиции поклонения ветхозаветному богу (Яхве, Иегове или др.) и которая, как принято считать, "была заложена Моисеем и пророками", (и о которой нам известно только из текстов сегодняшнего варианта ВЗ)? Для того, что бы приблизится к ответу на него и предлагается ознакомление с известным исследованием Библейских текстов.

Ответов - 50, стр: 1 2 3 4 All

Роман Ермаков: "Доброе и худое древо", - материал, основанный на исследовании, опубликованном на интернет-сайте "Покаяние" (приводится в сокращении, под редакцией Романа Ермакова: курсив и др.) "В большинстве распространенных в наше время течений христианства Библия в современном ее виде считается священной, боговдохновенной книгой. Какими бы ни были доктринальные отличия между католицизмом, православием и разными течениями протестантизма, все их объединяют множество общих положений... Одним из краеугольных столпов вероучения большинства современных христиан является утверждение о преемственности иудаизма и христианства и, соответственно, ветхого и Христова заветов. Предполагается, что истинный Бог, Небесный Отец, о котором говорит Исус и есть бог, выведший евреев из Египта, продиктовавший Моисею десять заповедей и помогавший евреям в их завоевании "Земли обетованной". Но так ли это на самом деле? Внимательное изучение самой Библии позволяет в этом усомниться. Нижеприведенный анализ основывается на прямых цитатах из Библии (Синодальное издание)

Роман Ермаков: Во-первых, давайте рассмотрим, что мы знаем о самом Боге и что говорится о нем в книгах старого и Христова заветов. Мы принимаем как само собой разумеющееся, что Бог – любящ, справедлив и милосерден. Нельзя сказать о Боге лучше, чем сказано в Первом послании Иоанна:Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. (1 Иоан. 4:8)Бога никто никогда не видел: если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас. (1 Иоан.4:12). И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. (1 Иоан. 4:16)

Роман Ермаков: Но уже с первых глав ВЗ перед нами проступает образ, совершенно не похожий на образ любящего, доброго и милостивого Бога. В главе 3 книги Бытия, бог проклял Адама и Еву и изгнал их из рая за съеденный запретный плод. Плод этот, как известно, был не простым, а таким, что "дает знание". И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Едемского… (Быт. 3:22-23) Не парадокс ли: Бог, который имеет совершенную любовь к человеку, противится тому, чтобы люди получили знание; мало того, он опасается, что Адам может получить бессмертие, вкусив от дерева жизни, и, чтобы это предотвратить, изгоняет его из рая!


Роман Ермаков: Впоследствии ВЗ приписывает богу целый ряд поступков, в высшей мере странных, если принять представление о нем как Боге, который "есть любовь". Взять хотя бы истребление всего живого при потопе или смешение языков строителей Вавилонской башни: "так, чтобы один не понимал речи другого..." (Быт. 11:7). Перед Исходом бог "ожесточил сердце фараона" (Исх. 7:3), который не отпускал евреев из Египта, а затем навел на по сути невиновных египтян десять казней, в том числе убив множество людей, поразив "всех первенцев в земле Египетской" (Исх. 12:29).

Роман Ермаков: После Исхода он сделал то же самое и в отношении ханаанейцев:Ибо от Господа было то, что они ожесточили сердце свое и войною встречали Израиля, для того, чтобы преданы были заклятию и чтобы не было им помилования, но чтобы истреблены были так, как повелел Господь Моисею. (Ис. Н. 11:20)Таким образом, было истреблено множество невинных людей, поскольку ожесточение их было "от Господа".

Роман Ермаков: Среди всех десяти заповедей заповедь "не убий", пожалуй, самая известная. Но не раз в ВЗ бог призывает людей к обратному – убивать. Например, в случае, когда кто-либо – брат, сын, дочь, жена – призывает тебя служить богам иным: да не пощадит его глаз твой, не жалей его и не прикрывай его; но убей его; твоя рука прежде всех должна быть нем, чтобы убить его, а потом руки всего народа. Побей его камнями… (Втор. 13:7-9).

Роман Ермаков: Господь наказывал людей смертью за самые малые прегрешения; например, в главе 15 книги Числа описан случай "когда сыны Израилевы были в пустыне, нашли человека, собиравшего дрова в день субботы" (Чис. 15:32). В то время, когда люди сомневались, какое наказание применить к нарушителю:И сказал Господь Моисею: должен умереть человек сей; пусть побьет его камнями все общество вне стана. (Чис. 15:35)Сообразуется ли такое повеление с представлениями о "милосердном Боге"?

Роман Ермаков: Еще один пример: когда библейский пророк Елисей шел дорогою, малые дети вышли из города, и насмехались над ним и говорили ему: иди, плешивый! Иди, плешивый! Он оглянулся и увидел их и проклял их именем Господним. И вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребенка... (4 Цар. 2:23-24)В данном месте, причиною страшной расправы над детьми была хоть и не прямая воля бога, но проклятие, наложенное его «пророком» на малолетних детей за их невинную шалость. Сообразуется ли тяжесть такого наказания с величиной проступка? Волею бога была превращена в соляный столб жена Лота, все прегрешение которой состояло в том, что она, ослушавшись, оглянулась на Содом и Гоморру, когда вместе с Лотом выходила оттуда во время их уничтожения. (Быт., гл. 19). Когда некоторые из евреев усомнились в правоте Моисея и Аарона вышел огонь от Господа, и пожрал тех двести пятьдесят мужей, которые принесли курение. (Числ. 16:35)а когда все общество сынов Израилевых возроптало, видя такую жестокость, волею бога умерло от поражения четырнадцать тысяч семьсот человек, кроме умерших по делу Корея. (Числ. 16:49) и только благодаря заступничеству Моисея и Аарона поражение прекратилось. И после этого бог не раз насылал на "ропщущих" евреев смертельные бедствия (напр., Числ. 21:6).

Роман Ермаков: Впрочем, иногда бог ВЗ наказывает людей смертью и совсем без повода. И собрал снова Давыд всех отборных людей из Израиля, тридцать тысяч. И встал и пошел Давыд и весь народ, бывший с ним из Ваала Иудина, чтобы перенести оттуда ковчег Божий, на котором нарицается имя Господа Саваофа, сидящего на херувимах. И поставили ковчег Божий на новую колесницу и вывезли его из дома Аминадава, что на холме. Сыновья же Аминадава, Оза и Ахио, вели новую колесницу. И повезли ее с ковчегом Божиим из дома Аминадава, что на холме; и Ахио шел пред ковчегом. А Давыд и все сыны Израилевы играли пред Господом на всяких музыкальных орудиях из кипарисового дерева, и на цитрах, и на псалтырях, и на тимпанах, и на систрах, и на кимвалах. И когда дошли до гумна Нахонова, Оза простер руку свою к ковчегу Божию и взялся за него, ибо волы наклонили его. Но Господь прогневался на Озу, и поразил его Бог там же за дерзновение, и умер он там у ковчега Божия. И опечалился Давыд, что Господь поразил Озу. Место сие и доныне называется: "поражение Озы". (2 Царств 6:1-8). Получается, Оза "наказан" за то, что хотел помочь (придержать ковчег).

Роман Ермаков: Еще пример: Гнев Господень опять возгорелся на Израильтян, и возбудил он в них Давыда сказать: пойди, исчисли Израиля и Иуду. И сказал царь Иоаву военачальнику, который был при нем: пройди по всем коленам Израилевым от Дана до Вирсавии, и исчислите народ, чтобы мне знать число народа. И сказал Иоав царю: Господь Бог твой да умножит столько народа, сколько есть, и еще во сто раз столько, а очи господина моего царя да увидят это; но для чего господин мой царь желает этого дела? Но слово царя Иоаву и военачальникам превозмогло; и пошел Иоав с военачальниками от царя считать народ Израильский. И перешли они Иордан и остановились в Ароере, на правой стороне города, который среди долины Гадовой, к Иазеру; и пришли в Галаад и в землю Тахтим - Ходши; и пришли в Дан - Яан и обошли Сидон; и пришли к укреплению Тира и во все города Хивеян и Хананеян и вышли на юг Иудеи в Вирсавию; и обошли всю землю и пришли чрез девять месяцев и двадцать дней в Иерусалим. И подал Иоав список народной переписи царю; и оказалось, что Израильтян было восемьсот тысяч мужей сильных, способных к войне, а Иудеян пятьсот тысяч. И вздрогнуло сердце Давыдово после того, как он сосчитал народ. И сказал Давыд Господу: тяжко согрешил я, поступив так; и ныне молю Тебя, Господи, прости грех раба Твоего, ибо крайне неразумно поступил я. Когда Давыд встал на другой день утром, то было слово Господа к Гаду пророку, прозорливцу Давыда: пойди и скажи Давыду: так говорит Господь: три наказания предлагаю Я тебе; выбери себе одно из них, которое совершилось бы над тобою. И пришел Гад к Давыду, и возвестил ему, и сказал ему: избирай себе, быть ли голоду в стране твоей семь лет, или чтобы ты три месяца бегал от неприятелей твоих, и они преследовали тебя, или чтобы в продолжение трех дней была моровая язва в стране твоей? Теперь рассуди и реши, что мне отвечать Пославшему меня. И сказал Давыд Гаду: тяжело мне очень; но пусть впаду я в руки Господа, ибо велико милосердие Его; только бы в руки человеческие не впасть мне. И послал Господь язву на Израильтян от утра до назначенного времени; и умерло из народа, от Дана до Вирсавии, семьдесят тысяч человек. (2 Царств 24:1-15) Видим, что сначала Господь "возбудил" в царе Давыде желание совершить неугодный Господу поступок, а потом сам же и наказал за этот поступок, причем даже не самого Давыда, а 70 тысяч совершенно невиновных в нем людей!

Роман Ермаков: "Земля обетованная", в которую привел бог евреев, была уже заселена многочисленными народами. Как должны были поступить с ними евреи? Читаем: и предаст их тебе Господь, Бог твой, и поразишь их: тогда предай их заклятию, не вступай с ними в союз и не щади их. (Втор. 7:2)А в городах сих народов, которых Господь, Бог твой, дает тебе во владение, не оставляй в живых ни одной души; но предай их заклятию… (Втор. 20:16-17)

Роман Ермаков: После того, как бог ВЗ предал в руки евреев Иерихон, они предали заклятию все, что в городе, и мужей и жен, и молодых и старых, и волов, и овец, и ослов, все истребили мечем (Ис. Н. 6:20) То же сделали евреи и со всеми жителями других взятых городов – Гая (Ис. Н. 8:22-24), Ливны (Ис. Н. 10:30), Лахиса (Ис. Н. 10:32), Еглона (Ис. Н. 10:35), Хеврона (Ис. Н. 10:37), Давира (Ис. Н. 10:39), Асора (Ис. Н. 11:11).

Роман Ермаков: Если евреи, о которых говорилось выше, все же были наказаны за проступки, свои или чужие, хоть и по современным меркам незначительные, то в чем провинились многие тысячи уничтоженных коренных жителей "земли обетованной"? И чем успел провиниться новорожденный сын Давыда, которого умертвил бог в назидание Давыду (2 Цар. 12:25)?

Роман Ермаков: Главным мотивам жестокости ветхозаветного бога к отдельным представителям избранного народа была ревность. В книге Исход читаем: ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа; потому что имя его – "ревнитель"; Он – Бог ревнитель. (Исх. 34:14) Возникает резонный вопрос: если он – единственный Бог, то откуда взяться ревности к другим богам? И может ли являться ревность – чувство по своей природе низкое и приземленное – атрибутом истинного Бога?

Роман Ермаков: В той же книге Исход читаем: …я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода… (Исх. 20:5)Считаете ли вы справедливым наказание детей за грехи их отцов, и может ли так поступить Бог, который – высшая справедливость? Есть и конкретные примеры, когда бог ВЗ наказывает детей за вину отцов: когда он устами Самуила призывает евреев отомстить амаликитянам, которые воевали с ними во время их исхода, он повелевает царю Саулу: И сказал Самуил Саулу: Господь послал меня помазать тебя царем над народом Его, над Израилем; теперь послушай гласа Господа. Так говорит Господь Саваоф: вспомнил Я о том, что сделал Амалик Израилю, как он противостал ему на пути, когда он шел из Египта; иди и порази Амалика, и истреби все, что у него; и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла. (1Цар. 15:1-3)



полная версия страницы