Форум » А тако ли како? » "Доброе и худое древо". Ветхозаветный Яхве и любящий Отец, явленный Христом. » Ответить

"Доброе и худое древо". Ветхозаветный Яхве и любящий Отец, явленный Христом.

Роман Ермаков: На Святое Воскресение (и каждый День Господень) во время православной Литоргии торжественно поется:[quote]Спаси нас Сыне Божий, воскрес из мертвых поющих Ти, Аллилуия, 3-жды. ("Обедница знаменнаго и демевственнаго роспева с архиерейским служением", л. 3 на об. Издание первое. Книгоиздательство "Знаменное пение". С рукописи А.Ф. Калашникова, Киев 1909 г.)[/quote][quote]Аллилу́ия (ивр. הַלְלוּיָה] הללויה]‎, в транскрипции халелу-Йах; в лат. транслитерации alleluia). Букв. «Хвалите Ях ( Яхве, Йаг, Иегову)» — в ряде христианских конфессий — молитвенное хвалебное слово, обращенное к Богу. В некоторых русских переводах Библии передаётся словосочетанием «восхваляйте Господа»[1], «восхваляйте Иаг»[2] или же просто транслитерируется в «аллилуия» или «аллилуйя», и в такой форме было принято в русский язык, и в богослужение большинства христианских церквей вошло без перевода. Слово используется в иудаизме как часть молитв галлель. "Свободная энциклопедия"[/quote]В связи с этим, возникает очевидный вопрос: А является ли проповедь Христа продолжением и развитием традиции поклонения ветхозаветному богу (Яхве, Иегове или др.) и которая, как принято считать, "была заложена Моисеем и пророками", (и о которой нам известно только из текстов сегодняшнего варианта ВЗ)? Для того, что бы приблизится к ответу на него и предлагается ознакомление с известным исследованием Библейских текстов.

Ответов - 50, стр: 1 2 3 4 All

Роман Ермаков: "Доброе и худое древо", - материал, основанный на исследовании, опубликованном на интернет-сайте "Покаяние" (приводится в сокращении, под редакцией Романа Ермакова: курсив и др.) "В большинстве распространенных в наше время течений христианства Библия в современном ее виде считается священной, боговдохновенной книгой. Какими бы ни были доктринальные отличия между католицизмом, православием и разными течениями протестантизма, все их объединяют множество общих положений... Одним из краеугольных столпов вероучения большинства современных христиан является утверждение о преемственности иудаизма и христианства и, соответственно, ветхого и Христова заветов. Предполагается, что истинный Бог, Небесный Отец, о котором говорит Исус и есть бог, выведший евреев из Египта, продиктовавший Моисею десять заповедей и помогавший евреям в их завоевании "Земли обетованной". Но так ли это на самом деле? Внимательное изучение самой Библии позволяет в этом усомниться. Нижеприведенный анализ основывается на прямых цитатах из Библии (Синодальное издание)

Роман Ермаков: Во-первых, давайте рассмотрим, что мы знаем о самом Боге и что говорится о нем в книгах старого и Христова заветов. Мы принимаем как само собой разумеющееся, что Бог – любящ, справедлив и милосерден. Нельзя сказать о Боге лучше, чем сказано в Первом послании Иоанна:Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. (1 Иоан. 4:8)Бога никто никогда не видел: если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас. (1 Иоан.4:12). И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. (1 Иоан. 4:16)

Роман Ермаков: Но уже с первых глав ВЗ перед нами проступает образ, совершенно не похожий на образ любящего, доброго и милостивого Бога. В главе 3 книги Бытия, бог проклял Адама и Еву и изгнал их из рая за съеденный запретный плод. Плод этот, как известно, был не простым, а таким, что "дает знание". И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Едемского… (Быт. 3:22-23) Не парадокс ли: Бог, который имеет совершенную любовь к человеку, противится тому, чтобы люди получили знание; мало того, он опасается, что Адам может получить бессмертие, вкусив от дерева жизни, и, чтобы это предотвратить, изгоняет его из рая!


Роман Ермаков: Впоследствии ВЗ приписывает богу целый ряд поступков, в высшей мере странных, если принять представление о нем как Боге, который "есть любовь". Взять хотя бы истребление всего живого при потопе или смешение языков строителей Вавилонской башни: "так, чтобы один не понимал речи другого..." (Быт. 11:7). Перед Исходом бог "ожесточил сердце фараона" (Исх. 7:3), который не отпускал евреев из Египта, а затем навел на по сути невиновных египтян десять казней, в том числе убив множество людей, поразив "всех первенцев в земле Египетской" (Исх. 12:29).

Роман Ермаков: После Исхода он сделал то же самое и в отношении ханаанейцев:Ибо от Господа было то, что они ожесточили сердце свое и войною встречали Израиля, для того, чтобы преданы были заклятию и чтобы не было им помилования, но чтобы истреблены были так, как повелел Господь Моисею. (Ис. Н. 11:20)Таким образом, было истреблено множество невинных людей, поскольку ожесточение их было "от Господа".

Роман Ермаков: Среди всех десяти заповедей заповедь "не убий", пожалуй, самая известная. Но не раз в ВЗ бог призывает людей к обратному – убивать. Например, в случае, когда кто-либо – брат, сын, дочь, жена – призывает тебя служить богам иным: да не пощадит его глаз твой, не жалей его и не прикрывай его; но убей его; твоя рука прежде всех должна быть нем, чтобы убить его, а потом руки всего народа. Побей его камнями… (Втор. 13:7-9).

Роман Ермаков: Господь наказывал людей смертью за самые малые прегрешения; например, в главе 15 книги Числа описан случай "когда сыны Израилевы были в пустыне, нашли человека, собиравшего дрова в день субботы" (Чис. 15:32). В то время, когда люди сомневались, какое наказание применить к нарушителю:И сказал Господь Моисею: должен умереть человек сей; пусть побьет его камнями все общество вне стана. (Чис. 15:35)Сообразуется ли такое повеление с представлениями о "милосердном Боге"?

Роман Ермаков: Еще один пример: когда библейский пророк Елисей шел дорогою, малые дети вышли из города, и насмехались над ним и говорили ему: иди, плешивый! Иди, плешивый! Он оглянулся и увидел их и проклял их именем Господним. И вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребенка... (4 Цар. 2:23-24)В данном месте, причиною страшной расправы над детьми была хоть и не прямая воля бога, но проклятие, наложенное его «пророком» на малолетних детей за их невинную шалость. Сообразуется ли тяжесть такого наказания с величиной проступка? Волею бога была превращена в соляный столб жена Лота, все прегрешение которой состояло в том, что она, ослушавшись, оглянулась на Содом и Гоморру, когда вместе с Лотом выходила оттуда во время их уничтожения. (Быт., гл. 19). Когда некоторые из евреев усомнились в правоте Моисея и Аарона вышел огонь от Господа, и пожрал тех двести пятьдесят мужей, которые принесли курение. (Числ. 16:35)а когда все общество сынов Израилевых возроптало, видя такую жестокость, волею бога умерло от поражения четырнадцать тысяч семьсот человек, кроме умерших по делу Корея. (Числ. 16:49) и только благодаря заступничеству Моисея и Аарона поражение прекратилось. И после этого бог не раз насылал на "ропщущих" евреев смертельные бедствия (напр., Числ. 21:6).

Роман Ермаков: Впрочем, иногда бог ВЗ наказывает людей смертью и совсем без повода. И собрал снова Давыд всех отборных людей из Израиля, тридцать тысяч. И встал и пошел Давыд и весь народ, бывший с ним из Ваала Иудина, чтобы перенести оттуда ковчег Божий, на котором нарицается имя Господа Саваофа, сидящего на херувимах. И поставили ковчег Божий на новую колесницу и вывезли его из дома Аминадава, что на холме. Сыновья же Аминадава, Оза и Ахио, вели новую колесницу. И повезли ее с ковчегом Божиим из дома Аминадава, что на холме; и Ахио шел пред ковчегом. А Давыд и все сыны Израилевы играли пред Господом на всяких музыкальных орудиях из кипарисового дерева, и на цитрах, и на псалтырях, и на тимпанах, и на систрах, и на кимвалах. И когда дошли до гумна Нахонова, Оза простер руку свою к ковчегу Божию и взялся за него, ибо волы наклонили его. Но Господь прогневался на Озу, и поразил его Бог там же за дерзновение, и умер он там у ковчега Божия. И опечалился Давыд, что Господь поразил Озу. Место сие и доныне называется: "поражение Озы". (2 Царств 6:1-8). Получается, Оза "наказан" за то, что хотел помочь (придержать ковчег).

Роман Ермаков: Еще пример: Гнев Господень опять возгорелся на Израильтян, и возбудил он в них Давыда сказать: пойди, исчисли Израиля и Иуду. И сказал царь Иоаву военачальнику, который был при нем: пройди по всем коленам Израилевым от Дана до Вирсавии, и исчислите народ, чтобы мне знать число народа. И сказал Иоав царю: Господь Бог твой да умножит столько народа, сколько есть, и еще во сто раз столько, а очи господина моего царя да увидят это; но для чего господин мой царь желает этого дела? Но слово царя Иоаву и военачальникам превозмогло; и пошел Иоав с военачальниками от царя считать народ Израильский. И перешли они Иордан и остановились в Ароере, на правой стороне города, который среди долины Гадовой, к Иазеру; и пришли в Галаад и в землю Тахтим - Ходши; и пришли в Дан - Яан и обошли Сидон; и пришли к укреплению Тира и во все города Хивеян и Хананеян и вышли на юг Иудеи в Вирсавию; и обошли всю землю и пришли чрез девять месяцев и двадцать дней в Иерусалим. И подал Иоав список народной переписи царю; и оказалось, что Израильтян было восемьсот тысяч мужей сильных, способных к войне, а Иудеян пятьсот тысяч. И вздрогнуло сердце Давыдово после того, как он сосчитал народ. И сказал Давыд Господу: тяжко согрешил я, поступив так; и ныне молю Тебя, Господи, прости грех раба Твоего, ибо крайне неразумно поступил я. Когда Давыд встал на другой день утром, то было слово Господа к Гаду пророку, прозорливцу Давыда: пойди и скажи Давыду: так говорит Господь: три наказания предлагаю Я тебе; выбери себе одно из них, которое совершилось бы над тобою. И пришел Гад к Давыду, и возвестил ему, и сказал ему: избирай себе, быть ли голоду в стране твоей семь лет, или чтобы ты три месяца бегал от неприятелей твоих, и они преследовали тебя, или чтобы в продолжение трех дней была моровая язва в стране твоей? Теперь рассуди и реши, что мне отвечать Пославшему меня. И сказал Давыд Гаду: тяжело мне очень; но пусть впаду я в руки Господа, ибо велико милосердие Его; только бы в руки человеческие не впасть мне. И послал Господь язву на Израильтян от утра до назначенного времени; и умерло из народа, от Дана до Вирсавии, семьдесят тысяч человек. (2 Царств 24:1-15) Видим, что сначала Господь "возбудил" в царе Давыде желание совершить неугодный Господу поступок, а потом сам же и наказал за этот поступок, причем даже не самого Давыда, а 70 тысяч совершенно невиновных в нем людей!

Роман Ермаков: "Земля обетованная", в которую привел бог евреев, была уже заселена многочисленными народами. Как должны были поступить с ними евреи? Читаем: и предаст их тебе Господь, Бог твой, и поразишь их: тогда предай их заклятию, не вступай с ними в союз и не щади их. (Втор. 7:2)А в городах сих народов, которых Господь, Бог твой, дает тебе во владение, не оставляй в живых ни одной души; но предай их заклятию… (Втор. 20:16-17)

Роман Ермаков: После того, как бог ВЗ предал в руки евреев Иерихон, они предали заклятию все, что в городе, и мужей и жен, и молодых и старых, и волов, и овец, и ослов, все истребили мечем (Ис. Н. 6:20) То же сделали евреи и со всеми жителями других взятых городов – Гая (Ис. Н. 8:22-24), Ливны (Ис. Н. 10:30), Лахиса (Ис. Н. 10:32), Еглона (Ис. Н. 10:35), Хеврона (Ис. Н. 10:37), Давира (Ис. Н. 10:39), Асора (Ис. Н. 11:11).

Роман Ермаков: Если евреи, о которых говорилось выше, все же были наказаны за проступки, свои или чужие, хоть и по современным меркам незначительные, то в чем провинились многие тысячи уничтоженных коренных жителей "земли обетованной"? И чем успел провиниться новорожденный сын Давыда, которого умертвил бог в назидание Давыду (2 Цар. 12:25)?

Роман Ермаков: Главным мотивам жестокости ветхозаветного бога к отдельным представителям избранного народа была ревность. В книге Исход читаем: ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа; потому что имя его – "ревнитель"; Он – Бог ревнитель. (Исх. 34:14) Возникает резонный вопрос: если он – единственный Бог, то откуда взяться ревности к другим богам? И может ли являться ревность – чувство по своей природе низкое и приземленное – атрибутом истинного Бога?

Роман Ермаков: В той же книге Исход читаем: …я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода… (Исх. 20:5)Считаете ли вы справедливым наказание детей за грехи их отцов, и может ли так поступить Бог, который – высшая справедливость? Есть и конкретные примеры, когда бог ВЗ наказывает детей за вину отцов: когда он устами Самуила призывает евреев отомстить амаликитянам, которые воевали с ними во время их исхода, он повелевает царю Саулу: И сказал Самуил Саулу: Господь послал меня помазать тебя царем над народом Его, над Израилем; теперь послушай гласа Господа. Так говорит Господь Саваоф: вспомнил Я о том, что сделал Амалик Израилю, как он противостал ему на пути, когда он шел из Египта; иди и порази Амалика, и истреби все, что у него; и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла. (1Цар. 15:1-3)

Роман Ермаков: В целом, если непредвзято обозначить образ бога, каким он предстает в первых книгах ВЗ, больше всего он напоминает самовлюбленного, ревнивого и не терпящего пререканий древневосточного деспота, с легкостью посылающего подданных на казнь за малейшую провинность. Характерен такой эпизод: во время Исхода он, воспылав гневом на свой избранный народ, который начал поклоняться вылитому из золота тельцу, вознамерился истребить народ, и только благодаря увещеваниям Моисея не сделал этого (Исход, глава 32). Моисей в этом эпизоде напоминает мудреца и заступника, увещевающего гневливого и сумасбродного царька. Ревнивость – не единственная "человеческая" черта, приписываемая ВЗ богу. Является ли Бог всеведущим? Адам и Ева, совершив грехопадение, скрылись от лица Господа Бога между деревьями рая. И воззвал Господь Бог к Адаму, и сказал ему: где ты? (Быт. 3:9)Выходит, от всевидящего Бога можно спрятаться под кронами деревьев? В случае с Содомом и Гоморрой, Господь решил "сойти и посмотреть", дабы убедиться, что Содомляне действительно заслуживают кары:Сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко мне, или нет; узнаю. (Быт. 18:21)Выходит, всеведущий Господь не был уверен в этом наперед?

Роман Ермаков: Может ли Бог быть непостоянным, непредусмотрительным, сожалеть о своих прошлых поступках? Вряд ли, и в (Мал. 3:6) читаем "Ибо Я – Господь, Я не изменяюсь". Или, все же, может? Читаем: И раскаялся Господь, что создал человека на земле. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их. (Быт. 6:6-7) Или еще:Жалею, что поставил Я Саула царем… (1 Цар. 15:11)Видим, что якобы всеведущий Господь может сожалеть о своих прошлых поступках. Нет ли здесь парадокса?

Роман Ермаков: Может ли истинный Бог лгать? Ответ, думаю, всем очевиден. Но вернемся к истории, с которой мы начали – изгнанию из рая. А от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь. (Быт. 2:17) Но Адам как известно в тот же день не умер, а прожил еще 130 лет (Быт. 5:3), родив трех сыновей.

Роман Ермаков: В 1-ой книге Царств читаем:А от Саула отступил Дух Господень, и возмущал его злой дух от Господа. (16:14) То же читаем в (19:9):И злой дух от Бога напал на Саула, и он сидел в доме своем, и копье его было в руке его, а Давыд играл рукою своею на струнах.Может ли Бог быть источником "злого духа", побуждающего людей к плохим поступкам? Но, согласно Библии, именно это произошло в случае с Саулом. Похожее произошло и в уже упоминавшихся случаях с египтянами и ханаанеями, которым бог ВЗ "ожесточил сердце".

Роман Ермаков: В Малахии (Мал. 1:2-3) читаем, что бог возлюбил Иакова и возненавидел Исава по собственному произволу, без каких-либо мотивов и поводов с их стороны. Или вспомним книгу Бытия, где бог без видимых причин отдает предпочтение Авелю перед Каином: …И призрел Господь на Авеля и на дар его; а на Каина и на дар его не призрел. (Быт. 4: 4-5)Но разве такой произвол согласуется с представлением о справедливом Боге? Может ли истинный Господь покарать кого бы то ни было по собственному произволу, безо всякого повода?

Роман Ермаков: Часто подчеркивают, что евреев, в отличие от других народов, отличал строгий монотеизм, вера в единого и единственного бога. Но в ВЗ можно найти косвенные опровержения этого. Если бог ВЗ – единственный Бог, то почему тогда часто о его действиях говорится во множественном числе? Например, Сойдем же, и смешаем там язык их… (Быт. 11:7)или:И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло… (Быт. 3:22)Кто такие "Мы", если Бог – один?

Роман Ермаков: Ветхозаветного бога иногда противопоставляют "фальшивым" богам соседних с израильтянами народам: те боги, де, требовали от людей кровавых человеческих жертвоприношений, жестоких и бессмысленных ритуалов, тогда как служение ему подразумевало гуманизм, справедливость, добро. Но так ли это? В Книге Судей описывается как раз человеческая жертва богу:И дал Иеффай обет Господу и сказал: если Ты предашь Аммонитян в руки мои, то, по возвращении моем с миром от Аммонитян, что выйдет из ворот дома моего на встречу мне, будет Господу, и вознесу сие на всесожжение. (Суд. 11:31)

Роман Ермаков: После того, как Иефай с Божьей помощью одержал победу:И пришел Иеффай в Массифу в дом свой, и вот, дочь его выходит на встречу ему с тимпанами и ликами: она была у него только одна, и не было у него еще ни сына, ни дочери. (Суд. 31:34)По прошествии двух месяцев, она возвратилась к отцу своему, и он совершил над нею обет свой, который дал, и она не познала мужа… (Суд. 31:39)Как видим, бог не воспротивился такой человеческой жертве, по крайней мере, об этом ничего не сказано: дочери Иеффая «повезло» меньше, чем Исааку, которого едва не принес в жертву Авраам.

Роман Ермаков: Из ВЗ очевидно: евреи вряд ли представляли себе бога всезнающим, добрым и всепрощающим Богом, который "есть любовь". Возьмем высказывание Исайи: Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это. (Исайя 45:7)Как сообразуется это высказывание с представлением о добром и справедливом Боге? Может ли такой бог "производить бедствия" и "творить тьму"? Ответ находим… в Христовом Завете:Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые; не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. (Мф. 7:17-18)

Роман Ермаков: Так какое же из этих деревьев представляет ветхозаветный бог, который одновременно творит добро и зло? МОЖЕТ ЛИ ОН БЫТЬ ОДНОВРЕМЕННО ДОБРЫМ И ХУДЫМ ДЕРЕВОМ? Исус дает однозначный ответ: НЕТ, ДЕРЕВО МОЖЕТ БЫТЬ ЛИБО ДОБРЫМ, ЛИБО ХУДЫМ!

Роман Ермаков: Далее:И пославший меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне. А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели. (Ин. 5:37) Бога никто никогда не видел… (1 Ин. 4:12)

Роман Ермаков: Бога никто никогда не видел… (1 Ин. 4:12)Но Моисей видел и разговаривал..., также с ним разговаривали еврейские пророки. Например, в книге Исход говорится: И прошел Господь пред лицем его, и возгласил… (Исх. 34:6)И говорил Господь с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим… (Исх. 33:11) Удалось это и Иову:Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя. (Иов. 42:5)

Роман Ермаков: В 2-м послании Павла к Коринфянам говорится, что благовествование закрыто:для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, который есть образ Бога невидимого. (2 Кор. 4:4)Кто же этот "бог века сего", которого Павел противопоставляет "невидимому Богу"? Можно ли называть бога ВЗ "невидимым", если он не раз являлся отдельным персонажам ветхого завета? Есть ряд примеров в ВЗ (о которых говорилось выше), в которых бог "ожесточал сердца" людей, поэтому вполне в его духе было также "ослепить умы".

Роман Ермаков: Всем хорошо известна резкая противоположность этики ВЗ ("глаз за глаз, зуб за зуб") и Христова Завета:Вы слышали, что сказано: «око за око», и «зуб за зуб», а Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую. (Мф. 5:38-39).Но ведь, согласно ортодоксальной версии, обе этики, оба повеления исходят от одного и того же Бога! Не кажется ли это невероятным? Может ли Бог быть столь изменчивым, и что побудило его изменить свои прежние повеления людям на прямо противоположные? Бог ВЗ не раз жестоко карает грешников, а Небесный Отец, о котором говорил Исус, повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Не чувствуете ли вы разницу между ними?

Роман Ермаков: В Евангелии от Матфея читаем: Вы слышали, что сказано "люби ближнего своего и ненавидь врага твоего". А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. (Мф. 5:43-45)Здесь Христос прямо противопоставляет свое учение тому, чему учил ветхозаветный бог: Исус учил любви ко всем, тогда как бог ВЗ призывал любить ближних и ненавидеть врагов, и действительно, согласно ВЗ, помогал евреям в истреблении их врагов. Могло ли такое быть, если бы Исус был ипостасью бога ВЗ или его посланником? Противопоставление продиктованных и вдохновленных богом ВЗ принципов и наставлений с учением Исуса, содержится и в других местах.

Роман Ермаков: Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается. Господь есть дух; а где дух Господень, там свобода. (2 Кор. 3:15-17) До сегодняшнего дня, когда читается Закон Моисея, это покрывало лежит на их сердцах. «Но всякий раз, когда человек обращается к Господу, покрывало убирается». Господь, о котором здесь говорится, это Дух, а где Дух Господа, там свобода. (Кор. 2, Гл. 3: 15-17, пер. РБО) доп. перевод приведен редактором форума (Р.Е.)

Роман Ермаков: Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства. (Гал. 5:1)Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но Духа; потому что буква убивает, но Дух животворит. (2 Кор. 3:6)

Роман Ермаков: Как видим, Христос не был очередным "толкователем" Моисеева закона; Его учение в корне отличалось от традиционного иудаизма. И самое очевидное такое отличие – в противопоставлении "ига рабства", которому подвержены последователи Моисеева закона (как и, по сути, любой навязанной извне "пророками" и "авторитетами" религиозной догмы), и свободы, дарованной Исусом и получаемой теми, кто обратится к животворящему Духу Господню.

Роман Ермаков: Если бог ВЗ – не истинный Бог, и не Небесный Отец, то кто же он тогда? Продукт религиозного мифотворчества евреев, или некое сверхъестественное существо, демон или ангел?

Роман Ермаков: Как бы то ни было, внимательное чтение канонических книг Христова Завета позволяет усомниться в укоренившихся в современном христианстве представлениях о боге ВЗ, как истинном Боге и Небесном Отце и о преемственности поклонения ему древних евреев и спасительного учения Исуса".

Konstantino: Ой, брате, почитал я твои письмена. И все вроде как складно у тебя, а стериотипы не дают лично мне покоя. Признаюсь, для меня - ШОК!!! Ну кто мог дерзнуть изменить веру, предание? Да, все с ног на голову...................... Уж не знаю, что и сказать, перепроверил так и эдак, а все то же. Неужели жиды окрутили нас всех? Неужели к ним сам Бог пришел по причине самого низшаго упадка?

Антон: Роман Ермаков пишет: Как видим, Христос не был очередным "толкователем" Моисеева закона; Его учение в корне отличалось от традиционного иудаизма. И самое очевидное такое отличие – в противопоставлении "ига рабства", которому подвержены последователи Моисеева закона (как и, по сути, любой навязанной извне "пророками" и "авторитетами" религиозной догмы), и свободы, дарованной Исусом и получаемой теми, кто обратится к животворящему Духу Господню.Наверное, лучше не использовать понятие "Моисеев закон". Отношение Апостольских Постановлений к второзаконию этому подтверждение. Для нынешних евреев неоднородность текста ВЗ также очевидна. Происхождение и история нынешнего текста ВЗ -отдельная песня. Практическая "реконструкция" иудаизма от Ездры после Вавилонского разорения, по всей видимости, такое же вольное художество, как какой-нибудь талмудизм. Даниил - печать пророков жил задолго до известной реконструкции "единоперса" Ездры. Никакой однородности "Моисеева закона" не наблюдается. На мой неискушённый взгляд. Значит, под сомнением целостность происхождения и содержание т. н. "закона" даже на момент первого письменного закрепления хоть каких-то известных учений. А как этими "первоисточниками" жонглируют и "переводят" можно догадаться по примеру последних веков. Тайну беззакония никто не отменял. Поэтому предлагаю рассматривать и квалифицировать по эпизодам. Точнее , известные и общепризнанные (а это важно, с учётом жреческих подтасовок) рассказы о деяниях в первую очередь пророков рассматривать с точки зрения интерпретаций иудаизма и евангельского учения. Если иудаизм признаёт какие-либо деяния пророков в известной нам интерпретации из ВЗ, то это не полная гарантия, но хоть какое-то подтверждение того факта, что жречеству ранее не было нужды извращать предание. Если жречество уверено, что оно может без проблем интерпретировать конкретные деяния пророков в привычном для себя русле, то меньше вероятность того, что пересказ деяний пророков был в давнее время извращён. Наверное, тот же Иоанн Предтеча уже оказался для жрецов слишком конкретным и "неподходящим". Про Моисея и "славные победы" за многие века успели бы многое насочинять. А вот пророки оказались слишком непонятные, но в то же время удивительные и славные уже по факту своих действий, чтобы у жрецов закралось подозрение и желание "нахимичить". Наверное, в этом и выражается значение именно ветхозаветных пророков, что на них можно было ссылаться даже в законе беззаконных иудеев при обличении последних. Так сказать "плацдарм". Со стороны может казаться, что они находились в "окружении" и "потеряны" для действия Слова Божия, а по факту вон оно как оказалось, что даже фарисеи не смогли использовать пророчества против Исуса. А все только удивлялись,. И дивились Иудеи, говоря: как Он знает Писания, не учившись? Исус, отвечая им, сказал: Мое учение - не Мое, но Пославшего Меня; кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю. (Ин. 7. 15-17)Разбирать же деяния пророков можно с позиции действия Слова Божия. Как я считаю. Наверное, и они были в каких-то действиях подвержены влиянию "бога века сего". А в каких действиях проявлялось действие Духа можно узнать по плодам. Например, исцеление - однозначно. Приумножение, я думаю, тоже. Свёл с неба огонь - см. Евангелие, "не знаете, какого вы духа"(Лк. 9.55). Симон волхв аж летал. Никто же Апостолов не упрекает, мол, до вас он ходил как все, всё из-за вас. Епископ Лев Катанский и Илиодор - ещё жёстче. Никто же Церковь не упрекает "Смотрите, какие у них там безобразия!". Предлагаю рассматривать предметно. В действиях - кто как распорядился дарованием. В словах - зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым. (2Пет. 1.21-22) А уж какой такой князь примазался и ослеплял умы, как его звали и как призывали , всё это будет наглядно видно по ходу рассмотрения.

Konstantino: Сергий Аветян, в своем труде "Апостольские заповеди и современная церковная практика" (А.Рябцев, С.Аветян Размышления о пасхалии. - М.:Неопалима Купина,2012.-144с.) детально разобрал отношение к Климентовым посланиям и книгам, но вот как быть с ветхозаветными книгами в свете выявленных фактов? 85-е апостольское правило говорит: Для всех вас, принадлежащих к клиру, и мирян, чтимыми и святыми да будут книги, Ветхаго Завета: Моисеевых пять: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Исуса сына Навина одна. Судей одна. Руфь одна. Царств четыре. Паралипоменон, (то есть остатков от книги дней), две. Ездры две. Есфирь одна. Маккавейских три. Иова одна. Псалтирь одна. Соломоновых три: Притчи, Екклисиаст, Песнь песней. Пророков двенадцать: Исайи одна. Иеремии одна. Иезекииля одна. Одна Даниила. Сверх же сего вам присовокупится в замечание, чтобы юные ваши изучали премудрость многоученаго Сираха. Наши же, то есть, Нового Завета: Евангелия четыре: Матфея, Марка, Луки, Иоанна. Павловых посланий четырнадцать. Петра посланий два. Иоанна три. Иакова одно. Иуды одно. Климента послания два. И постановления вам епископам мною Климентом изреченные в восьми книгах, (которых не подобает обнародовать пред всеми ради того, что в них таинственно), и Деяния наши Апостольские. http://www.agioskanon.ru/apostol/001.htm#85 Может это уже более поздние вставки в 85 правило или само 85 правило тоже явно не апостольское?

Сергiй: Konstantino пишет: как быть с ветхозаветными книгами Да именно так, как написано в Апостольских Постановлениях. Правило ведь часть общего наследия оставленного Климентом. А он ясно описывает как и для чего употреблять христианам ветхозаветные книги.

Konstantino: Сергiй пишет: как и для чего употреблять христианам ветхозаветные книги. Так как привел Роман (сообщение 17) в теме "Ветхий завет - канон или позднее иудейское предание? (Мнения участников)"? http://pashalia.myqip.ru/?1-9-0-00000000-000-0-0-1347535427

Сергiй: Konstantino пишет: Так как привел Роман Именно так. Уверен в том, что первые христиане проповедали согласно с апостольским учением и все свои мысли излагали хорошо зная христианские азы отношения к ВЗ. Так один из древнейших сборников канонического права Церкви, окончательная редакция которого традиционно датируется исследователями 380 годом ("Постановления Апостольские") дает нам следующие наставления:Хочешь ли ты проходить сочинения исторические? — Имеешь книги Царств. Хочешь ли проходить сочинения софистические и пиитические? — Имеешь пророков, Иова, Приточника, в которых найдешь гораздо больше ума, нежели в какой бы то ни было пиитике и софистике, потому что это — вещания Господа, Единого Премудрого Бога. Желаешь ли ты сочинений лирических? — Имеешь псалмы. Древностей ли желаешь? — Имеешь Бытие. Сочинений ли о законах и заповедях желаешь? — Имеешь славный Закон Господа Бога. Итак, от всего чуждого и дьявольского воздерживайся усиленно. Но, и когда закон читаешь, воздерживайся от того, что введено в него, и если не от всего, то от некоторого, составляющего второзаконие, а читай это только для истории, чтобы знать тебе и славить Бога, что разрешил тебя от таких и толиких уз. Да будет же у тебя пред очами знание, что такое закон естественный, и что такое введенное, составляющее второзаконие, данное слившим тельца в пустыне. Закон есть то, что изрек Господь Бог прежде, нежели народ еврейский впал в идолопоклонство, то есть десятословие; а уз, которые наложены на него после того, как согрешил он, ты к себе не привлекай. (Кн. 1, Гл.6, русск. пер. по изданию Уельтцена, 2006 г. ТСЛ)

Игорь Данилов: Истинно так!

Сергiй: Очень интересно отношение к ветхому завету на Руси до XV века. Кирил-Белозерские старцы прямо говорят, что Бог ненавидит ветхий завет, свидетельствуя этим о его неугодности Богу и характере вынужденной меры, так сказать "меньшего зла", призванного хоть как-то обуздать июдейское бесопоклонничество и жажду к убийствам со всякого рода жертвоприношениями (возможно и человеческими). Вот, что написано в письме старцев обличающих одного из основоположников жидовствования на Руси - Иосифа Волоцкого: Еще же Ветхый Законъ тогда бысть, нам же в новѣй благодати яви Владыка Христос любовный съуз, еже не осужати брату брата о томъ, но единому Богу судити согрешениа человечя, рече: «Не судите, не осуждени будете».[11] И егда приведоша к нему жену, яту в любодѣянии, тогда премилостивный Судия рече: «Иже не имать греха, да връжеть на ню первѣе камень». Потом же самъ, преклонь главу и писа коегождо их съгрѣшениа, тако възрази убийственую руку жидовъскую.[12] Кождо ко своим дѣлом прииметь от Бога въ день Судный. Аще же ты повелеваеши брата брату согрѣшивъша убити, то вскорѣ и суботство будеть, и вся Ветхаго Закона, ихъже Богъ ненавидить.[13] Подтверждает такое отношение и "Слово о законе и Благодати" митрополита Илариона. Это произведение выстроено, как явная антитеза Христова и ветхого заветов. Между тем, никто не обвинял Илариона в маркионитстве. Более того, очень интересно стилистическое построение этой антитезы. Иларион располагает события ветхозаветные и новозаветные в одном временном срезе, противопоставляя их, а не выводя одно из доругого. Таким образом никоим образом нельзя говорит, что в его время ветхий завет считался богодухновенным, а Христов Завет приемственным по отношению к ветхому. Особенно хорошо, одновременное расположение событий видно в этом отрывке: И ако отдоися отрочя Исаакъ и укрѣпѣ, сътвори Авраамъ гоститву велику, егда отдоися Исаакъ сынъ его.[26] Егда бѣ Христос на земли, и еще не у ся благодѣть укрѣпила бяаше, нъ дояшеся, и еще за 30 лѣтъ[27], въ ня же Христосъ таяашеся. Егда же уже отдоися и укрѣпѣ и явися благодѣть Божиа всѣмъ человѣкомъ[28] въ Иорданьстѣи рѣцѣ,[29] сътвори Богъ гоститву и пиръ великъ тельцемь упитѣныим от вѣка,[30] възлюбленыимъ Сыномъ своимъ Исусом Христомь, съзвавъ на едино веселие небесныа и земныа,[31] съвокупивъ въ едино ангелы и человѣкы. По сихъ же видѣвши Сарра Измаила, сына Агариина, играюща съ сыномъ своимъ Исакомъ, и ако приобидѣнъ бысть Исаакъ Измаиломъ, рече къ Аврааму: «Отжени рабу и съ сыномъ еѣ, не имать бо наслѣдовати сынъ рабынинъ сына свободныа».[32] По възнесении же Господа Исуса, ученикомъ же и инѣмь вѣровавшиимъ уже въ Христа сущемь въ Иерусалимѣ, и обоимъ съмѣсь сущемь, иудеомъ же и христианомъ, и крещение благодатьное обидимо бяаше от обрѣзаниа законьнааго, и не приимаше въ Иеросалимѣ христианьскаа церкви епискупа необрѣзана, понеже, старѣише творящеся, сущеи отъ обрѣзаниа насиловааху на хрестианыа, рабичишти на сыны свободныа, и бывааху междю ими многы распрѣ и которы.[33] Видивши же свободьнаа благодѣть чада своа христианыи обидимы от иудѣи, сыновъ работнааго закона, възъпи къ Богу: «Отжени иудѣиство и съ закономъ расточи по странамъ, кое бо причастие стѣню съ истиною, иудѣиству съ христианьством». http://pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4868 Ветхозаветные и новозаветные события здесь рассматриваются не последовательно, а параллельно, как явное противопоставление. Ярко свидетельствует об этом словосочетание "по сихъ же".

Konstantino: Сергiй пишет: Ветхозаветные и новозаветные события здесь рассматриваются не последовательно, а параллельно, как явное противопоставление. Ярко свидетельствует об этом словосочетание "по сихъ же". То, что на Руси не катались обозы с книгами Ветхого завета это не новость, но что бы сам митрополит паралельно противопостовляет - говорит о многом. Наверное митрополит в глаза не видел Ветхого завета. И как то жил с этим

Роман Ермаков: Сергiй пишет:Это произведение выстроено, как явная антитеза Христова и ветхого заветов. Содержание "Слова..." во многом перекликается с мыслями, которые можно почерпнуть в письмах Павла. Прежде всего, это мастерски поданый "образ закона и Благодати" (Агари и Сарры). Те же апостольские призывы, некогда обращенные к иудео-христианам Галатии, уклонившимся от истинного пути:Что же говорит Писание? — «Прогони рабыню с сыном, чтобы сын рабыни не наследовал вместе с сыном свободной». Так вот, братья, мы дети не рабыни, а свободной! (Гал. 4:30-31)Видев свободная Благодать чада свои христиансткие, обижаемые иудеями, сынами рабского закона, возопила к Богу: "Отринь иудеев с Законом их, рассей их по странам. Что общего между тенью и истиной, иудейством и христианством !". И отогнана была Агарь, рабыня, с сыном ее Измаилом, а Исаак, сын свободной, наследником стал Аврааму, отцу своему. И изгнаны были иудеи, и рассеяны по странам, а чада благодетельные христиане наследниками стали Богу и Отцу. Как отошел свет от луны, когда солнце воссияло, так и Закон - перед благодатью явившейся. И стужа ночная побеждена, солнечная теплота землю согрела. И уже не теснится человечество в Законе, а в Благодати свободно ходит. Ибо иудеи при свече закона себя утверждали, христиане же при благодетельном солнце свое спасение зиждут. (цит. по изданию списка ГИМ (С- 491) с парал. русским переводом Дерягина В.Я., Москва 1994 г., С. 41)

Роман Ермаков: Вслед за апостолом автор проповеди возвещает о невозможности познания Бога через соблюдение иудейского закона, т.е. стяжания жизни вечной (Ин. 17:3). Иудеи лишь "утверждали" себя (ц. сл. "оправдаашеся"), христиане же спасаются. Ранее Павел писал о невозможности этого "оправдания", противопоставив "бесплодию дел закона" спасение через веру во Христа.Но мы знаем, что ни один человек не будет оправдан делами Закона, а только верой в Исуса Христа. Поэтому и мы поверили в Христа Исуса, чтобы получить оправдание верой в Христа, а не делами Закона, так как делами Закона не оправдается никто из живущих. (Гал. 2:16)иудеи тенью и Законом утверждали ("оправдывали") себя, а не спасались, христиане же истиной и Благодатью не утверждают ("оправдывают") себя, а спасаются. Ибо среди иудеев - самоутверждение, а у христиан - спасение. Как самоутверждение в этом мире, спасение в будущем веке. (там же., с. 43)

Роман Ермаков: Далее, в "Слове" находим мысли о действии закона и Благодати и распространении спасительного пути на земле:иудеи о земном радели, христиане же о небесном. Их самоутверждение ("оправдание") иудейское скупо от зависти, ибо не простиралось оно "в ины языкы", оно стало лишь для иудеев, а христиан спасение благо и щедро, простирается на все края земные... Закон прежде стал и вознесся в малом, и отошел, вера же христианская, после придя, первейшая стала и распространилась на множество языков. И Христова благодать всю землю объяла, как вода морская, покрыла ее. И все ветхое отложив, закоснелое в зависти иудейской, нового держатся... ибо прежде в одном Иеросалиме поклонялись, ныне же - по всей земле... иудейству положен предел, и Закон отошел - жертвы не приняты (ц.с."неприятны"), киот, скрижали и жертвенник оставлены ("отъяты бысть"). По всей же земле роса: по всей земле вера простерлась, дождь благодетельный оросил купель Воскресения, чтоб сынов своих в нетление облачить. Так же и самарянке говорил Спаситель: "грядет година, и ныне уже наступает, когда не на горе этой, не в Иерусалиме поклонятся Отцу, но будут истинные поклоники, которые поклонятся Отцу в Духе и истине, ибо Отец тех ищет, кто поклоняется Ему..." Перед нами свидетельство, в котором пересказывается Павлова мысль о том, что во Христе преодолена разделяющая стена между языками, в качестве которой сатана использовал закон:Ведь это Он — наш мир, Он, соединивший евреев и язычников в один народ; воплощением Своим разрушивший стену вражды, которая разъединяла нас, отменив Закон с его уставами и правилами, чтобы, установив мир, создать в единении с Собой из двух человек одного нового, и обоих, в едином Теле, соединить с Богом через крест [и Воскресение], уничтожив собой вражду. (Еф.2: 14-16)

Сергiй: Думаю, что можно вполне основательно предположить, что основой для написания "Слова о законе и Благодати", был не ветхозаветный кодекс, которого в те времена не было на Руси, а Павловы послания. Возможно, отдельные чтения из Палеи, либо какие-то устные предания, т.к. иногда в тексте встречаются имена, которых нет у Павла.

Алексей Рябцев: Сергiй пишет: Думаю, что можно вполне основательно предположить, что основой для написания "Слова о законе и Благодати", был не ветхозаветный кодекс, которого в те времена не было на Руси, а Павловы послания. Возможно, отдельные чтения из Палеи, либо какие-то устные предания, т.к. иногда в тексте встречаются имена, которых нет у Павла. "Слово..." появилось тогда же, когда на Руси появился "Ветхий завет". Его проблематика - это проблематика споров осифлян с нестяжателями, христиан с жидовствующими. Это однозначно 15-16 век (может, и позже).

Сергiй: Алексей Рябцев пишет: Это однозначно 15-16 век (может, и позже). Соглашусь. В тексте "Слова..." используются такие богословские концепции, которые не позволяют отнести его к более раннему периоду.



полная версия страницы