Форум » А тако ли како? » "Доброе и худое древо". Ветхозаветный Яхве и любящий Отец, явленный Христом. » Ответить

"Доброе и худое древо". Ветхозаветный Яхве и любящий Отец, явленный Христом.

Роман Ермаков: На Святое Воскресение (и каждый День Господень) во время православной Литоргии торжественно поется:[quote]Спаси нас Сыне Божий, воскрес из мертвых поющих Ти, Аллилуия, 3-жды. ("Обедница знаменнаго и демевственнаго роспева с архиерейским служением", л. 3 на об. Издание первое. Книгоиздательство "Знаменное пение". С рукописи А.Ф. Калашникова, Киев 1909 г.)[/quote][quote]Аллилу́ия (ивр. הַלְלוּיָה] הללויה]‎, в транскрипции халелу-Йах; в лат. транслитерации alleluia). Букв. «Хвалите Ях ( Яхве, Йаг, Иегову)» — в ряде христианских конфессий — молитвенное хвалебное слово, обращенное к Богу. В некоторых русских переводах Библии передаётся словосочетанием «восхваляйте Господа»[1], «восхваляйте Иаг»[2] или же просто транслитерируется в «аллилуия» или «аллилуйя», и в такой форме было принято в русский язык, и в богослужение большинства христианских церквей вошло без перевода. Слово используется в иудаизме как часть молитв галлель. "Свободная энциклопедия"[/quote]В связи с этим, возникает очевидный вопрос: А является ли проповедь Христа продолжением и развитием традиции поклонения ветхозаветному богу (Яхве, Иегове или др.) и которая, как принято считать, "была заложена Моисеем и пророками", (и о которой нам известно только из текстов сегодняшнего варианта ВЗ)? Для того, что бы приблизится к ответу на него и предлагается ознакомление с известным исследованием Библейских текстов.

Ответов - 50, стр: 1 2 3 4 All

Роман Ермаков: В целом, если непредвзято обозначить образ бога, каким он предстает в первых книгах ВЗ, больше всего он напоминает самовлюбленного, ревнивого и не терпящего пререканий древневосточного деспота, с легкостью посылающего подданных на казнь за малейшую провинность. Характерен такой эпизод: во время Исхода он, воспылав гневом на свой избранный народ, который начал поклоняться вылитому из золота тельцу, вознамерился истребить народ, и только благодаря увещеваниям Моисея не сделал этого (Исход, глава 32). Моисей в этом эпизоде напоминает мудреца и заступника, увещевающего гневливого и сумасбродного царька. Ревнивость – не единственная "человеческая" черта, приписываемая ВЗ богу. Является ли Бог всеведущим? Адам и Ева, совершив грехопадение, скрылись от лица Господа Бога между деревьями рая. И воззвал Господь Бог к Адаму, и сказал ему: где ты? (Быт. 3:9)Выходит, от всевидящего Бога можно спрятаться под кронами деревьев? В случае с Содомом и Гоморрой, Господь решил "сойти и посмотреть", дабы убедиться, что Содомляне действительно заслуживают кары:Сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко мне, или нет; узнаю. (Быт. 18:21)Выходит, всеведущий Господь не был уверен в этом наперед?

Роман Ермаков: Может ли Бог быть непостоянным, непредусмотрительным, сожалеть о своих прошлых поступках? Вряд ли, и в (Мал. 3:6) читаем "Ибо Я – Господь, Я не изменяюсь". Или, все же, может? Читаем: И раскаялся Господь, что создал человека на земле. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их. (Быт. 6:6-7) Или еще:Жалею, что поставил Я Саула царем… (1 Цар. 15:11)Видим, что якобы всеведущий Господь может сожалеть о своих прошлых поступках. Нет ли здесь парадокса?

Роман Ермаков: Может ли истинный Бог лгать? Ответ, думаю, всем очевиден. Но вернемся к истории, с которой мы начали – изгнанию из рая. А от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь. (Быт. 2:17) Но Адам как известно в тот же день не умер, а прожил еще 130 лет (Быт. 5:3), родив трех сыновей.


Роман Ермаков: В 1-ой книге Царств читаем:А от Саула отступил Дух Господень, и возмущал его злой дух от Господа. (16:14) То же читаем в (19:9):И злой дух от Бога напал на Саула, и он сидел в доме своем, и копье его было в руке его, а Давыд играл рукою своею на струнах.Может ли Бог быть источником "злого духа", побуждающего людей к плохим поступкам? Но, согласно Библии, именно это произошло в случае с Саулом. Похожее произошло и в уже упоминавшихся случаях с египтянами и ханаанеями, которым бог ВЗ "ожесточил сердце".

Роман Ермаков: В Малахии (Мал. 1:2-3) читаем, что бог возлюбил Иакова и возненавидел Исава по собственному произволу, без каких-либо мотивов и поводов с их стороны. Или вспомним книгу Бытия, где бог без видимых причин отдает предпочтение Авелю перед Каином: …И призрел Господь на Авеля и на дар его; а на Каина и на дар его не призрел. (Быт. 4: 4-5)Но разве такой произвол согласуется с представлением о справедливом Боге? Может ли истинный Господь покарать кого бы то ни было по собственному произволу, безо всякого повода?

Роман Ермаков: Часто подчеркивают, что евреев, в отличие от других народов, отличал строгий монотеизм, вера в единого и единственного бога. Но в ВЗ можно найти косвенные опровержения этого. Если бог ВЗ – единственный Бог, то почему тогда часто о его действиях говорится во множественном числе? Например, Сойдем же, и смешаем там язык их… (Быт. 11:7)или:И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло… (Быт. 3:22)Кто такие "Мы", если Бог – один?

Роман Ермаков: Ветхозаветного бога иногда противопоставляют "фальшивым" богам соседних с израильтянами народам: те боги, де, требовали от людей кровавых человеческих жертвоприношений, жестоких и бессмысленных ритуалов, тогда как служение ему подразумевало гуманизм, справедливость, добро. Но так ли это? В Книге Судей описывается как раз человеческая жертва богу:И дал Иеффай обет Господу и сказал: если Ты предашь Аммонитян в руки мои, то, по возвращении моем с миром от Аммонитян, что выйдет из ворот дома моего на встречу мне, будет Господу, и вознесу сие на всесожжение. (Суд. 11:31)

Роман Ермаков: После того, как Иефай с Божьей помощью одержал победу:И пришел Иеффай в Массифу в дом свой, и вот, дочь его выходит на встречу ему с тимпанами и ликами: она была у него только одна, и не было у него еще ни сына, ни дочери. (Суд. 31:34)По прошествии двух месяцев, она возвратилась к отцу своему, и он совершил над нею обет свой, который дал, и она не познала мужа… (Суд. 31:39)Как видим, бог не воспротивился такой человеческой жертве, по крайней мере, об этом ничего не сказано: дочери Иеффая «повезло» меньше, чем Исааку, которого едва не принес в жертву Авраам.

Роман Ермаков: Из ВЗ очевидно: евреи вряд ли представляли себе бога всезнающим, добрым и всепрощающим Богом, который "есть любовь". Возьмем высказывание Исайи: Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это. (Исайя 45:7)Как сообразуется это высказывание с представлением о добром и справедливом Боге? Может ли такой бог "производить бедствия" и "творить тьму"? Ответ находим… в Христовом Завете:Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые; не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. (Мф. 7:17-18)

Роман Ермаков: Так какое же из этих деревьев представляет ветхозаветный бог, который одновременно творит добро и зло? МОЖЕТ ЛИ ОН БЫТЬ ОДНОВРЕМЕННО ДОБРЫМ И ХУДЫМ ДЕРЕВОМ? Исус дает однозначный ответ: НЕТ, ДЕРЕВО МОЖЕТ БЫТЬ ЛИБО ДОБРЫМ, ЛИБО ХУДЫМ!

Роман Ермаков: Далее:И пославший меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне. А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели. (Ин. 5:37) Бога никто никогда не видел… (1 Ин. 4:12)

Роман Ермаков: Бога никто никогда не видел… (1 Ин. 4:12)Но Моисей видел и разговаривал..., также с ним разговаривали еврейские пророки. Например, в книге Исход говорится: И прошел Господь пред лицем его, и возгласил… (Исх. 34:6)И говорил Господь с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим… (Исх. 33:11) Удалось это и Иову:Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя. (Иов. 42:5)

Роман Ермаков: В 2-м послании Павла к Коринфянам говорится, что благовествование закрыто:для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, который есть образ Бога невидимого. (2 Кор. 4:4)Кто же этот "бог века сего", которого Павел противопоставляет "невидимому Богу"? Можно ли называть бога ВЗ "невидимым", если он не раз являлся отдельным персонажам ветхого завета? Есть ряд примеров в ВЗ (о которых говорилось выше), в которых бог "ожесточал сердца" людей, поэтому вполне в его духе было также "ослепить умы".

Роман Ермаков: Всем хорошо известна резкая противоположность этики ВЗ ("глаз за глаз, зуб за зуб") и Христова Завета:Вы слышали, что сказано: «око за око», и «зуб за зуб», а Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую. (Мф. 5:38-39).Но ведь, согласно ортодоксальной версии, обе этики, оба повеления исходят от одного и того же Бога! Не кажется ли это невероятным? Может ли Бог быть столь изменчивым, и что побудило его изменить свои прежние повеления людям на прямо противоположные? Бог ВЗ не раз жестоко карает грешников, а Небесный Отец, о котором говорил Исус, повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Не чувствуете ли вы разницу между ними?

Роман Ермаков: В Евангелии от Матфея читаем: Вы слышали, что сказано "люби ближнего своего и ненавидь врага твоего". А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. (Мф. 5:43-45)Здесь Христос прямо противопоставляет свое учение тому, чему учил ветхозаветный бог: Исус учил любви ко всем, тогда как бог ВЗ призывал любить ближних и ненавидеть врагов, и действительно, согласно ВЗ, помогал евреям в истреблении их врагов. Могло ли такое быть, если бы Исус был ипостасью бога ВЗ или его посланником? Противопоставление продиктованных и вдохновленных богом ВЗ принципов и наставлений с учением Исуса, содержится и в других местах.



полная версия страницы