Форум » Посты и праздники » Апостольский и Петров посты » Ответить

Апостольский и Петров посты

Сергiй: Пост Апостольский - установление древнее. О нём упоминаетсяв Апостольских Постановлениях и у различных свидетелей (например Иеронима Стридонскаго), но он продолжалсяодну седмицу и не был привязан к празднованию Петра и Павла [quote]Первые упоминания о празднике восходят к IV веку. По Преданию, праздник сначала стали отмечать в Риме, епископы которого ведут своё преемство от апостола Петра. 29 июня (по юлианскому календарю) 258 года в Риме было совершено перенесение мощей апостолов Петра и Павла. Со временем содержание этого события было утрачено, и день 29 июня стал рассматриваться как день общего мученичества святых Петра и Павла. Об этом пишет Блаженный Августин: «В один день совершаем память страдания обоих апостолов этих, хотя они пострадали в разные дни, но по духу и по близости страданий своих они составляют одно». Около 324 года, при императоре Константине в обеих столицах Римской империи, Риме и Константинополе, были построены первые храмы в честь первоверховных апостолов. С этого времени праздник стал особо значимым, великим, а литургия торжественной. [/quote] Вот все установления о постах, которые перечислены в пятой книге Апостольских Постановлений: [quote]13. Дни праздничные соблюдайте, братья, и, прежде всего, день рождества Господня, совершая его в двадцать пятый день девятого месяца. После него да будет для вас весьма чтимым день явления, в который Господь показал нам Божество Свое, а торжествуйте его в шестой день десятого месяца. После этих дней да сохраняется у вас пост четыредесятницы, содержащий воспоминание о жительстве и законоположении Господнем, а совершайте пост этот прежде поста пасхального, начиная его со второго дня, а оканчивая в пятницу. После этих дней, отпостившись, начинайте святую седмицу Пасхи, постясь в оную все со страхом и трепетом, молясь в эти дни о погибающих. 15. Он Сам заповедал нам поститься в эти шесть дней по причине нечестия и беззакония иудеев, повелев сетовать о них и плакать о погибели их; ибо и Сам проливал слезы о них, не узнавших времени посещения своего. В среду же и в пятницу Он повелел нам поститься, — в ту, потому что тогда Его предали, а в сию потому, что тогда Он пострадал; а разрешать пост повелел Он в седьмой день, как пропоет петух, в самую же субботу повелел Он поститься не потому, что должно поститься в субботу, когда закончено творение, но потому, что должно поститься в ту только субботу, в которую Создатель был еще под землею. Ибо жиды схватили Господа в самый праздник свой, чтобы исполнилось слово, которое говорит: «положили знамения свои посреди праздника своего, и не познали». Итак, должно сетовать о них, потому что они не поверили Господу, когда Он пришел, но отвергли учение Его, сами признав себя недостойными спасения. 18. Во дни пасхальные поститесь, начиная со второго, до Пятницы и Субботы, шесть дней, употребляя в пищу только хлеб, соль и овощи, а в питье — воду; от вина же и мяса воздерживайтесь в эти дни, ибо это дни сетования, а не празднества. В пятницу же и в субботу совершенно поститесь, кто только может, ничего не вкушая до ночного пения петухов, а если кто не может пропоститься два дня сряду, тот пусть соблюдает по крайней мере субботу. Ибо Господь говорит о Себе в одном месте так: «когда отнимется у них жених, тогда будут поститься в те дни», а Он в эти-то дни и был отнят у нас лжеименными иудеями и пригвожден ко кресту и сочтен наряду с беззаконниками. 19. Поэтому убеждаем вас поститься во дни те до вечера, как и мы постились, когда Он взят был от нас. В прочие же дни до пятницы каждый пусть ест в девятом часу, или вечером, или как кто сможет. В субботу же поститесь до пения петухов, а на рассвете первого дня после субботы, который есть день Господень, оставляйте пост; с вечера до пения петухов бодрствуя и собравшись вместе в церкви, пребывайте во время ночевания вашего в бдении, молитвах и прошениях к Богу, читая до пения петухов Закон, пророков, псалмы и крестя оглашенных своих, и, прочитав Евангелие со страхом и трепетом и предложив народу беседу об относящемся ко спасению, прекращайте сетование свое и молитесь Богу, чтобы Израиль обратился и получил место покаяния и прощение нечестия. Отпраздновав пятидесятницу, празднуйте одну седмицу; а после нее одну седмицу поститесь; ибо справедливо, чтобы вы и веселились о даре Божием и постились после послабления. После же этой седмицы пощения повелеваем вам поститься во всякую среду и пятницу, а остаток от пощения своего раздавать нищим. Во всякую же субботу, исключая одной, и во всякий день Господень, составляя собрания, радуйтесь; ибо постящийся в день Господень, как день воскресения, или печалящийся в пятидесятницу или вообще в день праздника Господня, повинен будет греху, потому что в эти дни должно веселиться, а не сетовать.[/quote] Но для восточной церкви было характерно заимствование ряда ветхозаветных установлений, потому недельные посты назначались в кануны больших праздников (в армянской, кажется и по сию пору от подобной системы постов что-то сохранилось). Так что после постройки храмов и установлении идеи о равноапостольности императора подобный пост полагался и празднованию апостолов Петра и Павла. Вальсамон прямо разделяет эти два поста. Кроме того, в статье об Успенском посте мы читаем: [quote]Успенский пост представляется выделившимся из поста св. апостолов: последний первоначально продолжался от 1-й недели по 50-це до Успения, а потом, но немощи человеческой, из него исключен июль. [/quote] Как видим, практика начала тысячелетия содержит большую неразбериху, усиливаемую различием уставов, как местных, так и вводимых во всеобдержную практику, а кроме того различием мирских и монашеских практик, т.к. миряне в отличии от иноков не дают обетов постничества и ориентированы на Христовы заповеди и Апостольские установления. Впрочем... как полковник Кольт сделал всех равными, так и огосударствление христианства потихоньку подравняло мирян с монахами, путём усреднения и унификации Постная практика Руси, наверняка, отличалась от той, которая была в Византии из-за запаздывания перенимания новых уставных веяний. Русь просто не могла упеть за такой неразберихой

Ответов - 0



полная версия страницы