Форум » Посты и праздники » "Постановления Апостольские". О праздниках и постах. » Ответить

"Постановления Апостольские". О праздниках и постах.

Роман Ермаков: Постановления святых Апостолов через Климента, епископа и гражданина Римского — древний сборник канонического права перво-Церкви, (окончание редакции традиционно датируется исследователями 380 годом). Извлечения из них вошли в нашу славянскую Кормчую, а так же православные богослужебные книги. Ссылки на текст Постановлений содержатся в работах старообрядческого апологета Ф.Е. Мельникова, др. известных писателей и литургистов. Книга V. Глава 13:[quote]Дни праздничные соблюдайте, братья, и, прежде всего, день Рождества Господа... После него да будет для вас весьма чтимым день Явления, в который Господь показал нам Божество Свое... После этих дней да сохраняется у вас пост четыредесятницы, содержащий воспоминание о жительстве и законоположении Господнем, а совершайте пост этот прежде поста Пасхального, начиная его со второго дня, а оканчивая в пятницу. После этих дней, отпостившись, начинайте святую седмицу Пасхи, постясь в оную все со страхом и трепетом, молясь в эти дни о погибающих. [more]Цит. по изданию "Постановления апостольские", СТСЛ, 2008 г., с. 119 (воспроизведение Казанского издания 1864 года с исправлениями). Данная публикация содержит русский перевод оригинального текста памятника по следующим изданиям: Guil. Ueltzen. "Constitutiones Apostolorum". Lipsiae, 1853. Fr. Funk. Didascalia et "Constitutiones Apostolorum". Paderborn, 1906 г. (обозначение глав) редакция интернет версии текста Романа Ермакова (курсив и пр.)[/more][/quote]

Ответов - 8

Роман Ермаков: Книга V. Глава 14: Он Сам заповедал нам поститься в эти шесть дней по причине нечестия и беззакония иудеев, повелев сетовать о них и плакать о погибели их; ибо и Сам проливал слезы о них, не узнавших времени посещения своего. В среду же и в пятницу Он повелел нам поститься, - в ту, потому что тогда Его предали, а в сию потому, что тогда Он пострадал; а разрешать пост повелел Он в седьмой день, как пропоет петух, в самую же субботу повелел Он поститься не потому, что должно поститься в субботу, когда закончено творение, но потому, что должно поститься в ту только субботу, в которую Создатель был еще под землею... Итак, должно сетовать о них, потому что они не поверили Господу, когда Он пришел, но отвергли учение Его, сами признав себя недостойными спасения. Источник тот же, с. 123-124

Роман Ермаков: Книга V. Глава 17:Итак вы, братия, освобожденные кровию Христовою, должны торжествовать дни Пасхи с точностью и со всем рачением после равноденствия, чтобы воспоминания одного страдания не совершить в году дважды, но чтобы единожды Умершего воспоминать в году однажды, не наблюдая впредь, чтобы праздновать с иудеями; ибо у нас нет теперь никакого общения с ними, потому что они заблуждают и в самом времясчислении, почитая оное правильным, как во всех отношениях заблудившиеся и от истины удалившиеся. Вы же с точностью наблюдайте возвращение равноденствия весеннего времени, бывающее в двадцать второй день двенадцатого месяца, дистроса, замечая до двадцать первой луны, чтобы четырнадцатый день луны не пал на другую какую седмицу и чтобы, ошибившись по неведению, не совершить нам Пасхи дважды в год, или чтобы не отпраздновать нам дня Воскресения Господа нашего Исуса в иной день, кроме дня Господня. Источник тот же, с. 126

Роман Ермаков: Книга V. Главы 18-19:Во дни пасхальные поститесь, начиная со второго, до пятницы и субботы, шесть дней, употребляя в пищу только хлеб, соль и овощи, а в питье - воду; от вина же и мяса воздерживайтесь в эти дни, ибо это дни сетования, а не празднества. В пятницу же и в субботу совершенно поститесь, кто только может, ничего не вкушая до ночного пения петухов, а если кто не может пропоститься два дня сряду, тот пусть соблюдает по крайней мере субботу. Ибо Господь говорит о Себе в одном месте так: "Когда отнимется у них Жених, тогда будут поститься в те дни" (Мк, 2:20), а Он в эти-то дни и был отнят у нас лжеименными иудеями и пригвожден ко кресту и сочтен наряду с беззаконниками. Поэтому убеждаем вас поститься во дни те до вечера, как и мы постились, когда Он взят был от нас. В прочие же дни до пятницы каждый пусть ест в девятом часу, или вечером, или как кто сможет. В субботу же поститесь до пения петухов, а на рассвете первого дня после субботы, который есть день Господень, оставляйте пост; с вечера до пения петухов бодрствуя и собравшись вместе в церкви, пребывайте во время обнощевания вашего в бдении, молитвах и прошениях к Богу, читая до пения петухов... и крестя оглашенных своих, и, прочитав Евангелие со страхом и трепетом и предложив народу беседу об относящемся ко спасению, прекращайте сетование свое и молитесь Богу, чтобы Израиль обратился и получил место покаяния и прощение нечестия. Ибо иноплеменный судья, умыв руки, сказал: "Невиновен я в крови Праведника Сего, смотрите вы", а Израиль закричал: "Кровь Его на нас и на детях наших"; и когда Пилат сказал: "Царя ли вашего распну?" они закричали: "Нет у нас царя, кроме кесаря", и опять закричали: "Распни, распни Его; ибо всякий, делающий себя царем, противник кесарю, и если отпустишь Его, ты не друг кесарю". Тогда Пилат правитель и Ирод царь повелели распять Его. (Мф. 27, 24, 25. Ин. 19, 12-16). И исполнилось слово Божие... и отвергли Возлюбленного, как "мертвеца мерзкого". Поелику же Он распят был в пятницу и воскрес на рассвете дня Господня, то исполнилось Писание... Поэтому и вы, поелику воскрес Господь, приносите службу свою, о которой Он постановил вам чрез нас, говоря: "Сие творите в Мое воспоминание", а напоследок оставьте пост, веселясь и празднуя, что залог воскресения нашего, Исус Христос, востал из мертвых. Что и да будет для вас, как закон на веки, до скончания века, доколе придет Господь, ибо для иудеев Господь еще мертв, а для христиан Он воскрес, - для тех по неверию, а для этих - по несомненной уверенности, что надежда на Него есть бессмертная и вечная жизнь. Источник тот же, с. 126-128


Роман Ермаков: Книга V. Глава 20:А спустя восемь дней да будет опять у нас честным праздником этот восьмой день [Неделя о Фоме], в который Господь уверил меня, Фому, не верившего воскресению Его, показав мне язвы гвоздиные и рану от копия в боку. Источник тот же, с. 128И, опять, сосчитав от первого дня Господня сорок дней, в пятый день от дня Господня [четверг] празднуйте праздник Вознесения Господня, в который, исполнив все домостроительство и постановление, вознесся Он к пославшему Его Богу и Отцу и воссел одесную силы и ожидает, пока враги Его будут положены под ноги Его. Он при кончине века придет с силою и славою многою судить живых и мертвых и воздать каждому по делам его. Тогда-то воззрят на возлюбленного Сына Божия, Которого пронзили и, узнав, восплачут о себе каждое колено отдельно и жены их отдельно. Источник тот же, с. 128

Роман Ермаков: Книга V. Глава 20:А спустя десять дней после Вознесения, то есть в пятидесятый день от первого дня Господня, да будет у вас великий праздник; ибо в этот день в третьем часу Господь Исус послал на нас дар Святого Духа, и мы исполнились действенности Его и заговорили новыми языками, как Он подавал нам, и проповедали как иудеям, так и язычникам, что Он есть Христос Божий, определенный от Него Судия живых и мертвых... Его-то мы и проповедуем вам и благовествуем, - Бога Слово, служащего Богу и Отцу Своему в творении всего. В Него-то веруя, вы будете живы, а не веруя, будете наказаны; ибо "не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нём" (Ин. 3, 36) Источник тот же, с. 129-30

Роман Ермаков: Книга V. Глава 20:Отпраздновав Пятидесятницу, празднуйте одну седмицу; а после нее одну седмицу поститесь; ибо справедливо, чтобы вы и веселились о даре Божием и постились после послабления... ... когда поститесь, испрашивайте себе у Бога просимое вами. Источник тот же, с. 131

Роман Ермаков: Книга V. Глава 20:После же этой седмицы пощения повелеваем вам поститься во всякую среду и пятницу, а остаток от пощения своего раздавать нищим. Во всякую же субботу, исключая одной, и во всякий день Господень, составляя собрания, радуйтесь; ибо постящийся в день Господень, как день Воскресения, или печалящийся в Пятидесятницу или вообще в день праздника Господня, повинен будет греху, потому что в эти дни должно веселиться, а не сетовать. Источник тот же, с. 131

Роман Ермаков: Книга VII. Глава 23:Посты же ваши да не бывают вместе с лицемерами, которые постятся во второй и пятый день после субботы. Т.е. после дня Недельного, по-нашему- в понедельник и четверг, когда постились особенно фарисеи (Св. Епифаний Кипрский "О фарисеях"// Творения. Ч.I, М., 1863, Гл. 2, С. 74. Theophylylactus Bulgariare archiepiscopus. Commentaria in Evangelia. Parisis, 1531. P. 477) Вы поститесь или пять дней, или в среду и в пятницу, потому что в среду последовало осуждение Господа, когда Иуда обещал продать Его за деньги; и в пятницу Господь потерпел страдание на кресте при понтийском Пилате. Но субботу и день Господень вы празднуйте; ибо та есть воспоминание творения, а эта - Воскресения. Одну только во всем году субботу должны соблюдать вы, именно ту, в которую Господь погребен. В эту субботу прилично поститься, а не праздновать; ибо доколе Творец находился под землею, пригоднее сетование о Нем, нежели радование о творении, потому что Творец и по естеству и по достоинству превосходнее творений Его. Источник тот же, с. 173



полная версия страницы