Форум » Евхаристия » О поклонах на "Великом входе" » Ответить

О поклонах на "Великом входе"

Роман Ермаков: Хотелось бы привести один из примеров общего отношения к церковному преданию в среде тех сообществ, которые позиционирует себя, как "та самая, Святая Соборная и Апостольская Церковь", при этом жестко противопоставляя свою систему ценностей "соседним" христианским конфессиям, с которыми они некогда находились в общении (не смотря на различные традиции)... Вопрос, предлагаемый к рассмотрению, был выделен в отдельную "ветку" из полемики "О Проскомидии". В обсуждаемой теме, один из участников дискуссии (д. В. Тимофеев, РПСЦ), исповедуя учение о преложении Даров на Литоргии и убежденно именуя его православным, не смог (а возможно не захотел) отвечать на вопрос о поклонах, совершаемых на переносе Святых Даров по первой части «Херувимской песни». В вышеуказанной полемике ("О проскомидии") рассматривались следущие цитаты из "Жития протопопа Аввакума": [more][quote]"Сиделъ я тутъ четыре недели. После меня взяли Логина, протопопа Муромскаго. В соборной церкве при царе остриг ево овчеобразный волкъ в обедню во время переноса, егда снялъ у архидьякона со главы дискос и поставил на престоле Тело Христово. А с чашею архимаритъ чюдовъской Ферапонтъ вне олтаря при дверехъ царъских стоял. Увы, разсечения Телу и Крови Владыки Христа! Пущи жидовъскаго действа игрушка сия! Остригше, содрали с Логина однарятку и кафтан. Он же разжегъся ревностию Божественнаго огня, Никона порицая, и чрез порог олътарной в глаза ему плевалъ, и, распоясався, схватя с себя рубашку, во олътарь Никону в глаза бросил". Цит. по изд. "Житие протопопа Аввакума" цит. по изд. "Три жития - три жизни. Протопоп Аввакум, инок Епифаний, боярыня Морозова. Тексты, статьи, комментарии." Институт русской литературы (Пушкинский дом) РАН, Санкт-Петербург, 2010 г., с. 57-58[/quote][/more] Как видим, расстрижение происходит в тот же момент, что и рукоположение, на Великом Входе... Великий Вход, происходит еще до возгласа "Двери, двери...", после которого Евхаристия соединяет верных во Христе, а Аввакум говорит о том, что ПО ПЕРЕНОСЕ ПОСТАВЛЕНО НА ПРЕСТОЛ УЖЕ ТЕЛО ХРИСТОВО! [more][quote]...Остригше, содрали с Логина однарятку и кафтан. Он же разжегъся ревностию Божественнаго огня, Никона порицая, и чрез порог олътарной в глаза ему плевалъ, и, распоясався, схватя с себя рубашку, во олътарь Никону в глаза бросил. Чюдно! Растопоряся, рубашка покрыла дискос с Телом Христовым и престоль. А в то время и царица в церкве была. На Логина же возложа чепь и потаща ис церкви, били метлами и шелепами до Богоявленскаго монастыря, и тутъ кинули нагова в полатку и стрельцов на карауле накрепко учинили. Ему же Богъ в ту нощъ дал новую шубу да шапку..." "Житие протопопа Аввакума" цит. по изд. "Три жития - три жизни. Протопоп Аввакум, инок Епифаний, боярыня Морозова. Тексты, статьи, комментарии." Институт русской литературы (Пушкинский дом) РАН, Санкт-Петербург, 2010 г., с. 58 [/quote][/more] Посему, поднимались соответствующие вопросы, главный из которых: чему или кому народ кланяется, трижды, по возгласе «Всех вас да помянет Господь…» ? Хлебу? Иерею? Мертвому Телу? Ведь третий земной поклон сегодня в РПсЦ - в землю (всегда!!!) На что д. Валерий написал следующее: [more][quote]Просто читаю - удивляюсь! Человек делает вид, что вообще ничего не знает про спор по этому вопросу между протопопом Аввакумом и диаконом Феодором - со-узниками в Пустозерске...что сохранились послания диакона Феодора по этому вопросу. Напомню, что диакон Феодор писал о личных взглядах Авакума и Лазяря, появившихся в период пустозерского заключения: "И о преложении святых даров оба они мудрствуют - сначала проскомидии совершенно тело Христово и кровь". А вот взгляды самого диакона Феодора: "А о преложении святых даров, Христовыми словеси верую быти и исповедаю, имиже и на Тайней Вечери преложи учеником хлеб в Тело Свое, и вино в Кровь Свою". Диакон Феодор основывался на словах св. Иоанна Златоуста: "не от человека зависит, что приносимые дары становятся Телом и Кровью Христа, но Сам Христос, распятый за нас, делает это. Священник, образ Христа, произносит эти слова, но их действенность и благодать – от Бога. «Сие есть тело Мое», – говорит Он. Это слово прелагает приносимые дары" (слово "О предательстве Иуды" 1, 6).[/quote][/more] Недооценить значимость таковых утверждений сложно. Ключевым моментом явился вопрос о том, на сколько это вообще соответствует вероисповеданию русской Церкви в дораскольный период? И почему полемический пик споров "о пресуществлении" Даров на Литургии пришелся на время конца XVII века при п. Иоакиме, т.ь. на ранне-никонианский период? Все это и заставило нас углубится в данную тему и поднять различные источники. Мы обратились к современным изданиям "Устава о поклонах" РПСЦ, к знаменитым "Поморским ответам", святоотеческому наследию, к спорам "О пресуществлении даров" в византийско- католичексой полемике на Руси (ознаменовавшим окончательную победу «грекофильской» партии над «латинской») в политической борьбе с участием московской церкви при царском Дворе (п. Иоаким, С. Полоцкий, братья Лихуды, Медведев и др.), к трудам историков, а так же к апологиям известного строобрядческаго писателя Ф. Е. Мельникова. Всем этим и делимся на данной страничке.

Ответов - 33, стр: 1 2 3 All

Сергiй: Роман Ермаков пишет: Древний чин трех земных поклонов на "Великом Входе" Есть люди, которые утверждают, что указание о земных поклонах на ВВ относится только к будним дням, но не к Воскресному, когда поклоны поясные, а лишь один земной. Не будем заострять, почему ж один земной остался. Воскресение же? А что это за величина такая, которая собой Воскресение перекрывает и? Оставим для полемических выкрутасов и объяснение того, чему в будни земно кланяются-то? Хлебу? Вину? Иерею? Ещё не телу, но уже и не хлебу? Ещё не Крови, но уже и не вину? (что уже из области каких-то непонятных состояний и однозначно противоречит Христову Слову: да - да, нет - нет). А может так просто, для разминки? Обратим внимание лишь на то свидетельство поморских ответов в котором говорится о неотложности земных поклонов на Великом Входе. Неотложно - это значит всегда, в любой день. Например земной поклон на "Достойно ..." полагается неотложно всегда, кроме как после трапезы. А тут никаких кроме. Неотложно и всё. Поморским ответам, рассказывающим о современной им традиции, веры больше, чем современным оправдателям своего отступления от живой традиции дораскольной службы.

Роман Ермаков: СергiйПресуществление теснейшим образом связано с иудейским пониманием храмового жертвоприношения...Роман Ермаков пишет: Одной из важнейших особенностей этого сознания и является отсутствие в нем каких-либо черт позднелатынской концепции пресуществления. Т.е. в Церкви Христовой такового понимания Евхаристии просто не было... А за этим стоят очень серьезные доктрины, связанные с древним жреческим восприятием... По Фоме Аквинскому, Евхаристия есть:Имолацио КристиТ.е. убиение, заклание Христа.

Роман Ермаков: Роман Ермаков пишет: о вере в Причастие ко Христу Иоанн Дамаскин "О святых и пречистых Таинствах Господних":…так и хлеб общения не простой хлеб, но соединенный с Божеством... ...очищаясь, мы соединяемся с Телом Господа и Духом Его и делаемся Телом Христовым. ...Причащением же называется [Таинство] потому, что через него мы причащаемся Божества Исуса Христа, а общением и называется, и по истине есть следствие того, что через Него мы вступаем в общение со Христом и принимаем участие в Его как плоти так и Божестве, ибо так как мы причащаемся от единого хлеба, то все делаемся единым Телом Христовым, и единою кровью и членами друг друга будучи составляющими одно тело со Христом... цит. по изд. "Творения Ин. Дамаскина. Точное изложение православной веры", С.П. 1894, Москва-Ростов-на-Дону 1992 г. стр. 223-225




полная версия страницы