Форум » Евхаристия » Евхаристия и "духовное причастие". Коротко о главном. » Ответить

Евхаристия и "духовное причастие". Коротко о главном.

Роман Ермаков: На одном из старообрядческих форумов начинающий соискатель благочестия, некто Виктор Зубков, с чей-то подачи написал:[quote]Главные Таинства в целях спасения - Крещение и Исповедь, а не то, что - скушал хлеб с вином и спасся...[/quote]Обратившись к полемическим старообрядческим публикациям в СМИ довольно быстро нам удалось найти следующее:[quote]Во исполнение пророчеств святых отцов, за грехи человеческие, в наши последние времена, по промыслу Божию, многие таинства, в том числе священства, миропомазания и евхаристии (причастия), были взяты на небо, в Царствие Божие, где и будут пребывать до скончания века. Нам же, православным християнам, староверам-поморцам, остается только уповать на духовное причастие Святых Тайн по милости Божией. Ф. Ф. Поморцев "НОВАЯ ВЕРА ИВАН-ИВАНЫЧА", 15 марта 2002 г. Прочесть полностью можно здесь[/quote][/quote]При этом о вере старообрядцев-поморцев в данном письме утверждается следующее:[quote]Поморское староверие, твердо стоя на позициях древлецерковного благочестия, не предало православную веру и Святую Соборную Апостольскую Восточно-Кафолическую Церковь и, не пойдя за христопродавцами и цезарепапежниками никонианами, сумело выстоять от гонений воинственной никонианской церкви при преступном попустительстве Царского правительства. С помощью Божией, христиане-поморцы сохранили в чистоте свою Веру ... там же.[/quote]Мы постарались по возможности коротко ответить на данные слова Виктора и его "духовных вдохновителей".

Ответов - 10

Роман Ермаков: Виктор:Главные Таинства в целях спасения - Крещение и Исповедь, а не то, что - скушал хлеб с вином и спассяДруже, вонми Слово Божие: Аминь, аминь глаголю вам, аще не снесте плоти Сына человеческаго, и ни пиете крови Его, живота не имате в собе. Ядый Мою плоть и пия Мою кровь имать живот вечныи, и Аз воскрешу его в последний день. ядыи Мою плоть и пияи Мою кровь, во Мне пребывает, и Аз в нем. (от Ивана, Зач. 23)Аще ли хощеши внити в живот, соблюди заповеди, глаголет Христос...

Роман Ермаков: Блудящим же безпричастницем, иже хулы на Святыя и пречистыя Тайны возводят, баснословя о нецем "духовном причастии", потребно буди явити мирови новое Евангелие Господне и показати: идеже таковое християном заповедано бысть? по сих же подобаше и научити всех от Духа Свята, но ни самочинно: что есть "духовное причастие" и како творити сие? егда Сам Владыко Христос наставити ны благоволи, и показа на Вечери Своей, что надобно християном делати, и повеле:Сие творити в Мое воспоминание...Помяни друже писанное: время всякой вещи, время терпения, время ответа. приидет день, великый и славный, да явлены будут плоды веры. но се токмо Христом и воможно, плоды веры явити и никако же инем. памятуй о сем друже, зане извон Евхаристии Христовой спасения несть, како несть и Церкви, яже есть Тело Его, исполнение строющаго всяческыя ...

Роман Ермаков: Церковь Христова, Церковь святая апостольская нарицаема суть. Темже потреба християном блюсти вся, елика заповедано нам Христом и ученикома Его. Тожде и в "Книзе о Вере" писано есть, в главе 5-й: Апостолове же и их наместницы, иже сами зрителие таинства, сего свидетельми суть, ни в чем спасителя своего постановления нарушити не имели, ниже дерзаху, но еже сами прияша, сие и другим преподавааху. по свидельству святаго апостола Павла, иже тако рече: аз бо приях от Господа, еже и предах вам, яко Господь Исус в нощь, в нюже предан бывааше, прием хлеб, и благодарив преломи и рече, приимите и ядите, се есть тело мое, за вы ломимое, се творите в мое воспоминание. такожде и чашу по вечерянии, глаголя, сия чаша новыи завет есть о моеи крови, сие творите елижды аще пиете, в мое воспоминание. "Книга о вере, единой и истиной, православной", препечатася во всем согласно с древлепечатною книгою, первым тиснением, в христианской типографии, при Преображенском богадельном доме, в Москве, лето 7418, Гл. 5, л. 46 на об.Послушаем убо, что блаженный Павел, апостол и трудник Христов рече и помолимся Богови снизпослати нам благодать ко исполнению Спасной заповеди сей... Тожде и от "Деяний св. апостол" известие:Они же убо любезно приемше слово его, крестишася, и приложишася в день той душа яко три тысящи. бяху же терпяще во учении апостол, и во общении и в преломлении хлеба и в молитвах... Вси же веровавшии бяху вкупе и имяху вся обща. и стяжания и имения продааху, и раздааху всем, егоже аще кто требоваше. по вся же дни терпяще, идяху единодушно в церковь, и ломяще по домох хлебы, приимаху пищу в радости и в пространьстве сердца, хваляще Бога и имуще благодать кло всем людем. Господь же прилагаше спасающыяся по вся дни церкви. (Деян. Зач. 6)


Роман Ермаков: Книга глаголемая "Великый канон со службою, преподобнаго отца нашего Андрея Критскаго и житие преподобныя матери нашея Марии егыпетскыя", яже "напечатася в царствующем граде Москве, в московской старообрядческой книгопечатне, в лето от сотворения мира 7418, месяца ноября, 10-го дня". В первый день, месяца апреля. "Житие и жизнь, преподобныя матере нашея Марии егыпетскыя. Списано Софронием, патриархом иеросалимскым". Повеле Мария Зосиме:Пребуди убо, якоже рекох ти аво в монастыри, и хотящу бо ти изыти, не леть ти будет. во святый же и великый четверток тайныя вечери, вложи в сосуд святыи от животворящаго тела и крове христа бога нашего, и принеси ми, и пожди мене на оном полу иордана, сущим близ вселеныя. да пришедши причащуся святыхъ тайн, отнележе бо причастихся их, в церкве предотечеве иордан преидох, то не приях и доселе священия того, и ныне желаю причастися им. тем же молютися, не ослушайся моления моего, но принеси ми божия и животворящия тайны, вонь же час господь своя ученикы божия вечери причастникы сотвори... сия глаголавши, пакы во внутренюю пустыню пойде. зосима же поклони колена, и целовав место, на нем же нози ея стоясте, дав славу богу и хвалу, возвратився, хваля и благословя христа бога нашего, пришед же пустыню ту, и приде в монастырь, вонь же день и инии мниси возвращаахуся... егда же приближися вечер тайныя вечери и сотвори зосима повеленное ему, вложи в малу чашу, от пречистаго тела и крове христа бога нашего, возложижи на блюдо, мало смоквей сушеных, и от финик, и мало ляща мочены, и иде зело вечер, и седе на брезе иорданове, ждыи преподобныя, медлящи же святей. зосима же не воздремася, но прилежно зряще впустыню, хотя видети его же желаше. и глаголавше в собе седя старец, еда убо не достоинство мое возбрани приити ей, еда убо пришедши, и не обретши мене, возвратився. сице же глаголя, воздохнув и прослезися, и очи возвед на небо, моляшеся глаголя, не лиши мене владыко пакы видети, и да не отиду тощь, своя грехы нося на обличение мое. сице со слезами помолився, во иную мысль впаде рекыи, что убо будет, аще и приидет, то корабля несть, да како убо иордан приити имать, и ко мне приити не достойному, увы моему недостоинству, увы мне, кто мя вправду лиши таковаго добра. сице же помяшляющу старцу и се преподобная жена прииде, и овон пол рекы ста, отонуду же идяше. зосима же ста радуяся и веселяся и славя бога. и еще же бе внем мысль, яко не может иордана преити. и возрев же видев ю, знамением крестным иордан знаменавшу, пресветла бо нощь бе луною, яко же глаголаше. и абие со знамением вшедши ей, и верху воды ходящи, к нему идяше. оному же хотящу поклонитися ей и возбрани ему вопиющи, и еще на воде ходящи, глаголющи, что бо твориши аво..., нося тайны божия... он же к ней отвеща с трепетом, ужас бо его прият, о предивном видении. и рече, воистину неложен есть бог, рекыи, подобитеся богу, яко же возможно есть очищающимся. слава тобе, христе боже, показавыи ми рабою твоею сею, колико убо есмь далече от совершения... и кончане бывши молитве... причастившижеся ей святых тайн, на небо руце воздевши, воздохну и прослезися, и рече, "ныне отпущаеши рабу твою владыко, по глаголу твоему с миром..." Он же поклонися предногама ей, повеле ей молитву творити... и помолився ей сослезами, возвратися вспять стоня и рыдая, не смеяше бо уже держати неудержимыя. она же пакы иордан знаменавши, прейде его верху воды, якоже и первее. старец же возвратися с радостию и страхом многым одержим... Всих же отвергающихся Причастия заради изветов и прекословий всяческых должно тако вопросити: Чесо-ради перподобной Марии сицево Причастие требно бысть, егда она бо и брашна яже Зосима к неи принесе тако прия:концем перста ляща три зерна взем вкуси, рече, довлеет се благодати духовней, хранящи естество души несквернено...Почто не "духовно" Господь блаженную причасти?

Роман Ермаков: Виктор написал:Главные Таинства в целях спасения - Крещение и Исповедь, а не то, что - скушал хлеб с вином и спасся... Был ли на Исповеди Иоанн Златоуст?

Роман Ермаков: ...уповать на духовное причастие Святых Тайн по милости Божией.Евхаристия богочеловечна, в ней соединяются Бог и человек, как и во Христе соединены, - Бог и человек. Благодарное братство верующих составляет Его Тело,- Церковь. Посему, все, что вне Евхаристии, не может стать христианством, - это "просто нехристианство". Отвергающийся Евхаристии, отвергается Христа, т.е. отвергается Отца... Отверглись Христа современные иудеи, возможно, часть из них бывшие християне (ветка отпавших, почему бы и нет), стало обузой Евангелие, - не стало у них и Евангелия... Им не нужен Христос, "еще не пришел", удобно, да и ВЗ основательно вошёл в христианскую жизнь народов никакого отношения к нему не имевших... Реваншисты-гамалиилы оказались хитрее, они смешали иудаизм с видимым признанием Христа... Что дальше?

Konstantino: Виктор написал: Главные Таинства в целях спасения - Крещение и Исповедь, а не то, что - скушал хлеб с вином и спасся... Это даже не католичество у Виктора. Для меня очень показательны слова Рябцева который говорил о труде Дамаскина: "...очень важным источником является "Точное изложение Православной веры" Св. Иоанна Дамаскина. Это свидетельство на момент иконоборчества. Всё, что утверждено после иконоборчества, в принципе очень сомнительно, поскольку представляло собой в лучшем случае компромисс новозаветного учения с ветхозаветным, в худшем случае - преобладание ветхозаветных положений. Конечно, книга Дамаскина многократно редактировалась (как все древние писания). В нее много чего "дописали" за Дамаскина. Поэтому очень важно, что там НЕ НАПИСАНО. В книге Дамаскина НЕТ никаких таинств кроме Крещения и Евхаристии. Еще раз обращаю внимание на название книги Дамаскина..."

Konstantino: Роман Ермаков пишет: Почто "духовно" Господь блаженную не причасти? Однако, серьезнейшие свидетельства.... текст то богослужебный (!) и именно он лишний раз подтверждает нам то, что: 1). Литоргию совершали вечером, а не утром... 2). "Духовного причастия" для прп. Марии егыптяныни просто не существовало, хотя казалось бы, уж ей-то оно в аккурат... Короче, копец основной безпоповской доктрине (http://www.staropomor.ru/Osnovy%283%29/vlasov.html ).

Konstantino: Konstantino пишет: копец основной безпоповской доктрине удивительно, но возможно эта безпоповская доктрина берет свое начало от греков, а у тех возможно от католиков. Возьмем отрывок из книги «Невидимая брань» Автор: Никодим Святогорец, Переводчик: никонианин Феофан Затворник Причащаться Господа в Таинстве Тела и Крови можно только в определенные времена, кто как может и как усердствует, не более, однако ж, одного раза в день. Внутренно же, в духе, причащения Ему можем сподобляться каждый час и каждое мгновение, т. е. пребывать, по благодати Его, в непрестанном общении с Ним и, когда благоволит Он, сердцем ощущать сие общение. Причастившись Тела и Крови Господа, Его Самого, по обетованию Его, приемлем, и Он вселяется в нас со всеми благодатями Своими, давая и сердцу, к тому готовому, ощущать сие. Истинные причастники всегда бывают вслед за Причастием в осязательно благодатном состоянии. Сердце вкушает тогда Господа духовно. Но как мы и телом стеснены, и внешними делами, и отношениями окружены, в коих по долгу должны принимать участие, то духовное вкушение Господа, по раздвоению нашего внимания и чувства, день ото дня ослабляется, заслоняется и скрывается. Скрывается ощущение вкушения Господа, но общение с Господом не пресекается, если, к несчастью, не привзойдет какой грех, расстраивающий благодатное состояние. Со сладостью вкушения Господа ничто сравниться не может, почему ревнители, ощутив оскудение ее, спешат восставить его в силе и когда восставят, чувствуют, что как бы снова вкушают Господа. Это и есть причащение Господа духовное. Оно имеет, таким образом, место между одним и другим причащением Его в Тайнах Святых. Но оно может быть и непрерывно - в том, кто всегда блюдет сердце свое чистым и непрерывным имеет внимание свое и чувство к Господу. При всем том, однако ж, оно есть дар благодати, даемой труженикам на пути Господнем, усердным и к себе безжалостным. Но и то, когда кто по временам вкушает Господа в духе, есть дар благодати. От нас только жаждание сего дара и алкание, и усердное взыскание. Есть, впрочем, дела, открывающие ему путь и споспешествующие принятию его, хотя он всегда приходит как бы невзначай. Дела сии суть чистая с детским воплем из сердца молитва и особые акты самоотвержения в ряду добродетелей. Когда нет на душе греха, когда не терпимы бывают мысли и чувства греховные, т. е. когда она чиста и к Богу вопиет, то что может воспрепятствовать Господу присущему дать душе Себя вкусить, а душе ощутить сие вкушение? Так и бывает, если только Господь не видит, что для блага души нужно несколько продлить алчбу Его и жажду неудовлетворенною. Между актами самоотвержения паче всего сильно в сем отношении смиренное послушание и повержение себя под ноги всех, обнажение себя от стяжаний, благодушное перенесение напраслин, все в духе полного предания себя в волю Божию. Такие деяния наипаче уподобляют действующего Господу, и Господь присущий дает Себя вкусить душе его. И всех заповедей Божиих усердное и чистое исполнение имеет плодом своим вселение Господа в сердце, с Отцем и Святым Духом (см.: Ин. 14, 23). Духовное Господа причащение не должно смешивать с мысленным воспоминанием о причащении Его в Таинствах Тела и Крови, хотя бы это сопровождалось сильными какими ощущениями духовными и жаждущими порывами к действительному причастию Его в Тайнах Святых. Не должно также смешивать и того, что дается присущим в храме при совершении Таинства Евхаристии. Они сподобляются освящения Божия и Божия благоволения как участвующие в принесении Бескровной Жертвы верою, сокрушением и готовностью жертвовать собою во славу Божию и по мере сих расположений; но это не то, что причастие, хотя оно тут же может совершиться. Как видим речь идет о духовном причастии. Так же учит и католический катехизис Пия X: В. Что такое духовное причащение? О. Духовное причащение - это великое желание соединиться с Иисусом Христом в таинстве, выражаемое, к примеру, так: "О Господь мой Иисус Христос, я всем своим сердцем желаю соединиться с Тобой ныне и навсегда", после чего совершаются те же действия, что совершаются перед сакраментальным причащением и после него.

Konstantino: Оказывается есть книга Лоренцо Скуполи “Combattimento spirituale” или «Духовная брань», написанная им в 1610 году. Лоренцо Скуполи был итальянским монахом-театинцем и переведенна была его книга на греческий в XVIII веке Никодимом Агиоритом. В греческом варианте AORATOS POLEMOS довольно точно воспроизводит итальянский оригинал, хотя Никодим переводил эту книгу с латинского перевода.



полная версия страницы