Форум » Евхаристия » "Пресуществление". История термина. » Ответить

"Пресуществление". История термина.

Роман Ермаков: Сущность многочисленных богословских споров XVI, XVII, XVIII веков по данному вопросу сводилась к одному: было ли в истории древней Церкви учение о "пресуществлении" или нет ? Западная католическая схоластика (сосредоточившись на вопросе: "что же происходит с хлебом и вином на Евхаристии?") дала однозначный ответ, - "Да". Согласие с этим выразило и восточное православие. В своем труде «Анафора» Н. Д. Успенский заявляет:[quote]Принятие православным Востоком римо-католического учения о Евхаристии исторически объясняется тем, что богословская наука на Востоке в условиях турецкого порабощения греков находилась в состоянии упадка; в России же до XIX столетия существовали только две высших богословских школы — Киевская и Московская духовные академии, богословское образование в которых находилось по крайней мере до середины XVIII века под влиянием римо-католического... (Успенский Н. Д. "Святоотеческое учение о Евхаристии и возникновение конфессиональных расхождений")[/quote] Другой взгляд отразил иную точку зрения: "учение о пресуществлении, - явление позднейшее, которое не было известно Церкви первых XI веков", а сам термин "transsubstantatio", который выражает это понятие появился "лишь после отделения западной церкви от восточной". "Пресуществление" связано с работами Фомы Аквината и его последователей...

Ответов - 19, стр: 1 2 All

Роман Ермаков: В отличии от периода XV- XVI вв. (времени появления и утверждения в Греции термина "метусиосис") XVII век дает большее число свидетельств. Причем имеются документы написанные людьми не приемлющими схоластические трактования происходящего на Евхаристии... Так, например, в 1633 г. появляется знаменитая книга "Сonfessio Christianae fidei" подписанная именем константинопольского патр. Кирилла Лукариса, в котором говорилось следующее: Мы признаем в Евхаристии присутствие истиннаго и реальнаго Тела Христова, то присутствие, которое вера нам дает (греч. "паристиси"), но не то, о котором учит пресуществление ("метусиосис")... (там же С. 314) цит. по "Сonfessio Christianae fidei". Genevae. 1633 г., XVII, p. 39.

Роман Ермаков: Прямое отрицание пресуществления в Таинстве Евхаристии сподвигло некотрых на решительные действия. В этом отношении знаменателен следующий факт. Известно, что при поставлении Парфения (второго приемника Лукариса на патриаршем престоле (1640 г.)) ученому греку Коридаллевсу, предложено было произнести панегирик вновь избранному патриарху. В нем он коснулся предшественников Парфения. И в частности похвалил не только Кирилла, но и "Исповедание", утверждая, чтов нем содержится истинное учение восточной Церкви... (там же С. 315) Патриарх Парфений поручил Мелетию Сиригу обличить Кориаллевса и Мелетий произнес речь в защиту пресуществления...

Роман Ермаков: В не зависимости от того, был ли патр. Кирилл Лукарис автором "Исповедания" или нет, факт споров, словно зеркало отразивших полярность взглядов того времени, говорит сам за себя...


Konstantino: Роман Ермаков пишет: — Эранист [этим именем обозначены последователи свт. Кирилла Александрийского, в первую очередь, Евтихий Константинопольский]: Символы Владычнего Тела и Крови таковы лишь до священнического призывания (ἐπικλήσεως), после же призывания они прелагаются (μεταβάλλεται) и становятся другими… — Ортодокс [сам блж. Феодорит]: … Нет, и после освящения таинственные символы не выходят из своей природы (φύσεως), ибо остаются в первоначальной сущности (οὐσίας) и образе, и виде; и созерцаются, и осязаются такими же, как были... Очень показательно, жаль что сегодня победила людские умы антропофагия



полная версия страницы