Форум » Евхаристия » Божественная служба. Традиция чтения молитв вслух » Ответить

Божественная служба. Традиция чтения молитв вслух

Роман Ермаков: [quote]Вопрос: о. Роберт, было ли традиционно для ранней Церкви чтение вслух евхаристических молитв, таких как евхаристическая анафора? Если да, то что случилось с древней традицией? И что нам следует делать сейчас? Ответ: Так совпало, что мне пришлось готовить статью на эту самую тему для Конгресса Армянской Литургии, посвящённого 1700-летию Крещения Армении, который должен состояться в Нью-Йорке в сентябре 2002 года. Я дам ответ на три части вопроса, как они были заданы, в хронологической последовательности. 1. Ранняя традиция Эволюция литургической молитвы в ранней Церкви, как она описывается Алленом Боули OSB в его фундаментальной работе, озаглавленной «От свободы к формуле. Эволюция евхаристической молитвы от словесной импровизации к записанному тексту» может быть разделена на три стадии: 1) Первые два века христианской истории представляли собой период творчества и спонтанности, когда ещё не было фиксированных литургических текстов. 2) В течение II—IV вв. записанные тексты начали появляться, существуя параллельно с текстами, произносимыми экспромтом. 3) Наконец, к концу IV века мы видим постепенное распространение письменных, фиксированных формул, которые со временем становятся для всех обязательными к использованию. (Цит. по изданию: "Р.Ф. Тафт. 21 ответ на вопросы о Литургике и не только". Омск, "Амфора", 2013 г., С. 9) [/quote]

Ответов - 21, стр: 1 2 All

Andrey-co: ..и "Дидахи", и Тертуллиана, и Матеуса он изучал, "реконструируя" службу 3 века... (оттуда же и "грустное для них" сравнение - Причастие в Воскресение...) "Итак, привлекая параллельный материал (т.е. Эфиопскую версию “Апостольского Предания” и “Testamentum”), мы можем реконструировать следующее чинопоследование: Вход епископа и диаконов. Приветствие епископа: “Слава Господу” или “Господь с вами”; Ответ: “И со духом твоим.” Молитва епископа. Ответ людей: “Тебе хвалим, Тебе благословим и молим ти ся... Аминь.” Пение библейских песен и псалмов (вперемежку). Предъевхаристический чин: — “Благодать Господа нашего со всеми вами” — “И со духом твоим”; — “Восхвалим Господа!” — “Достойно и праведно есть”; — “Горе имеем сердца!” — “Имамы ко Господу.” Епископская молитва. Чтение Священного Писания (Ветхого Завета). Проповедь. Отпуст оглашенных. Слово к верным и молитва о них (или ектенья). Анафора. Вот — этот древнейший чин первой половины III века, из которого генетически развились наши Вечерня и Утреня. А сформировались они в современном виде только к началу IX века. ^ 6. Гимнография и Чтения. Несомненно, что песнь “Свете тихий,” сопровождающая т.н. “Вечерний вход” (со светильником), наравне с благословение хлебов — самый древний элемент нашей Вечерни. Как известно, уже свт. Василий Великий († 379 г.) упоминает его в 29-й главе своей книги “О Св. Духе к Амфилохию” в следующем контексте: “Отцы наши не хотели в молчании принимать благодать вечернего света, но при явлении его немедленно и благодарили... народ возглашает древнюю песнь... А если кому известна и песнь Афиногена... то он знает, какое мнение о Духе имели мученики.” (“Творения” т. 3, стр. 345-346). На основании этих слов свт. Марк Эфесский († 1450 г.) приписывал авторство гимна “^ Свете тихий” мч. Афиногену еп. Севастийскому († 311 г. память: 16/29 июля). И в греческом “Часослове” он до сих пор подписывается, как “Гимн св. Афиногена мученика.” Однако, свт. Василий Великий отличает “песнь Афиногена” от вечерней песни “Свете тихий,” прибавляя, что не знает автора (“И не можем сказать, кто был отцом тех хвалений, которые поем во время светильничных...”). т.е. она была ещё ранее Афиногена в вечернем богослужении. А т.к. предъевхаристический чин Каппадокийской анафоры по собственному признанию свт. Василия, заимствован им из Неокесарийского чина (см. “Творения св. Григория Чудотворца,” Пг, 1916 г. предисл.), то вполне возможно, что автором этого гимна был свт. Григорий Неокесарийский (ок. 240-270 гг.). И в таком случае — это гимн середины 3 века. Свт. Григорий Нисский, описывая жизнь свт. Григория Неокесарийского свидетельствует о том, что он был гимнографом и составлял песни на дни памяти мучеников. Другим выдающимся гимнографом середины 3го века (по свидетельству свт. Дионисия Александрийского) был блаж. Непот, еп. Пентапольский (в Египте). Однако, творения его до нас не дошли. Единственный образец подобного рода творчества — это чудом сохранившаяся до нас песнь свт. Мефодия, сочинённая им для женского аскетерия. Сщнмч. Мефодий, еп. Патарский († 312 г.), автор полемических трудов против Оригена, опубликовал её в своей книге “^ Разговор десяти дев.” Это — книга о девстве, как подвиге, ведущем к единению со Христом. Девы ждут Жениха Небесного и одна из них запевает: “Девы! С небес гремит глас, пробуждающий мертвых. Он велит всем нам в белых одеждах со светильниками нестись к востоку на сретенье небесного Жениха. Восстаньте прежде, чем Господь внидет в дверь.” Хор дев подхватывает припев: “^ Тебе посвящаю себя чистою и со светоносным светильником встречаю Тебя, небесный Жених! Одна из дев продолжает: “Забыла я родину, возжелав красоты Твоей, Боже, забыла лица сверстниц моих, забыла о том, что мной хвалилась и мать и сродники. ^ Ты, Христе, стал всем для меня” Хор: “Тебе посвящаю себя чистою...” и т.д. Песнь довольно большая, но, несмотря на свою простоту, она производит чарующее и странное впечатление. Такие песни поют за долгой монотонной работой. Они поддерживают ровное молитвенное горение и способствуют аскетическому самозабвению, но не размывают личность, а наоборот, создают вокруг неё сакральное мелодическое пространство, которое сознаётся как душевная твердь, крепость и ограждение от дурных помыслов! На какую же мелодию всё это следовало петь? Об этом уже в начале века задумывался Климент Александрийский: “Должна быть отвергнута музыка чрезмерная, надламывающая душу, впадающая в разнообразие, то плачущая, то страстная, то неистовая и безумная. — пишет он в “Строматах” (6:11) — Образец для музыки может дать Давид... воспевающий Бога ритмически. Даорической гармонии наиболее подходит такой энгармоничнский лад, а Фригийской — диатонический...” Нам хорошо известны оба упомянутых лада. В обоих общая величина интервала в тетраккорде = 2,5 тонам. Обычный аккорд состоит из 2-х целых интервалов (тонов) и одного половинного. Это и есть диатоника (“через тон”) или, в просторечии, игра на белых клавишах, интервал между которыми равен целому тону, а между “си” и “до” следующей октавы — полутону. И вся православная музыка и всё западно-европейское средневековье — диатоничны. А заложен этот принцип был в 3-м веке! Невольно приходит на ум вариация на ту же тему из нашей Полунощницы: “Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, его же обрящет бдяша... блюди убо душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши...” и т.д. Интересно, что интервалы (т.е., внутренняя структура) появились не только в пении, но и в чтении. Именно в 3-м веке Аммоний, диакон Александрийской Церкви, разделил текст Нового Завета на очень мелкие (до одного предложения) отрезки — перикопы. Перикопы Аммония позволили Оригену сопоставлять параллельные повествования Евангельской истории. А Евсевий Памфил Касарийский, церковный историк и богослов 4-го века, составил для этой цели 10 таблиц. В 1979 г. в “Московской патриархии” вышел уникальный текст Нового Завета, где впервые были опубликованы перикопы Аммония и таблицы Евсевия. ^ 7. Седмичный и Годовой Круги. В 3 веке христианство уже настолько далеко ушло от иудейства, что жгучие родственные отношения близости и неприязни ослабевают, сменяются равнодушием. Здесь причина того, что иудейская суббота, отрицаемая писателями 2 века, вдруг начинает чтиться наравне с воскресеньем (до начала 4 в.) даже в Риме. “Завещание” предписывает Евхаристию в субботы, воскресенья и дни седмичных постов — среду и пятницу — на которые также смотрели как на своего рода праздники. Особенно ярко выражен этот взгляд у Оригена, который сопоставлял пятницу с воскресеньем и Пасхой. Именем Пятницы (греч. Параскева) в христианских семьях называли дочерей (вспомним особо чтимую у нас мц. Праскеву Пятницу из Иконии, † 251 г. пам. 28 окт. с/с). Однодневные посты не означали полного воздержания от пищи. Воздержание длилось до 9 часа (т.е. до 15-ти. до конца богослужебного дня). И кафолические христиане упрекали монтанистов за произвольное удлинение постов (на что жалуется перешедший в монтанизм Тертуллиан в соч. “О постах,” 10). Кроме однодневных седмичных постов, были ещё посты по случаю общественных бедствий и единственный многодневный — предпасхальный Пост. Пасха была главным праздником и центром подвижного годового круга. А главным праздником неподвижного круга была Епифания (Богоявление), появившаяся у кафоликов в противовес гностической ок. сер. 3 века. ^ 8. Пасха и Праздники. На протяжении 3-го века предпасхальный Пост удлинился до 40 дней и стал воистину Великим. Это произошло под влиянием практики, упомянутой ещё в “Дидахи”: члены Церкви постились вместе с оглашаемыми из желания содействовать постом и молитвой их оглашению и подготовке к крещению (см. также Иустин “Апология” 1: 61). Может быть нигде больше с такой поразительной силой не проявлялась истинная соборность Церкви, как в этом совместном аскетическом усилии при рождении её новых членов! И сравните это с тем вопиюще безобразным отношением, которое мы проявляем к ним сейчас (не просто равнодушие, но отталкивание). Итак, после 40-дневного совместного Поста оглашенные шли к купели, а верные собирались на торжественную предпасхальную Агапу (упомянутую в “Завещании”). Реликтом этой Агапы является наш пасхальный артос, который в течение всей Светлой седмицы лежит на аналое, а в монастырях торжественно переносится в трапезную (прямо символизируя агапу). Таким же символом агапы являются и наши пасхальные куличи “домашний артос,” и вкушают его с творожной пасхой и яйцами тоже в память о творожной пище агап. И крестный ход наш вокруг храма в пасхальную ночь прямо повторяет радостное обхождение новокрещаемых вокруг пасхальной купели. И верные приветствовали их святым целованием (наше т.н. “христосование”). А потом все шли, конечно, прямо ко Христу и соединялись с Ним в таинстве Евхаристии. И вот это уже грустное для нас сравнение, потому что сейчас никто почти не причащается в пасхальную ночь. И вообще мало что понимают в происходящем. Потому что хорошо поработал беспросветный византийский символизм, объявив крестный ход изображением “жён-мироносиц,” артос — изображением “пяти хлебов” и т.д. и т. п. по Симеону Солунскому. Со дня Пасхи до 50-го дня после неё оставлялись коленопреклонения, о чём впервые упоминает ещё свт. Ириней Лионский в самом конце 2-го века (см. “соч. в русск. пер.” М., 1871, стр. 695). Впрочем, он пишет только о времени, в течение которого “не преклонял колен.” А сам праздник Пятидесятницы, завершающий подвижный круг, возник ближе к концу 3-го века. Как праздновались Пятидесятница и Епифания, нам неизвестно". Простите, братия, что снова "пощу", постясь, о постах и Праздниках, о Кругах Годовых и Седмичных... ...а уже, наверное, и что-то с Освященного Собора слышно?..

Сергiй: Andrey-co пишет: Чтение Священного Писания (Ветхого Завета) А апостолы его с собой возами возили и по общинам первым делом раздавали? Они вообще что проповедали-то? Иудаизм-лайт?

Сергiй: Andrey-co пишет: Вот — этот древнейший чин первой половины III века, из которого генетически развились наши Вечерня и Утреня. Для кого? Может для тех кого Павел именует лжебратиями? 3. И что же? Даже Тита, моего спутника, грека, никто не понуждал к обрезанию. 4. Добивались этого лишь некие лжебратья, которые вкрались к нам, как лазутчики, чтобы разведать о нашей свободе, которая есть у нас благодаря Христу Исусу, и вернуть нас в рабство. 5. Но мы ни на минуту не поддались их давлению, желая сохранить для вас истинный смысл Радостной Вести. 6. Что же касается авторитетнейших (кто они такие и кем были, мне безразлично, ведь Бог беспристрастен), то они, эти авторитетнейшие, не стали от меня требовать ничего сверх моей Вести. 7. Напротив, они увидели, что мне вверена Богом Радостная Весть для язычников в той же мере, как Петру — для евреев. 8. Ведь Тот, кто подвиг Петра на апостольское служение среди евреев, подвиг и меня — на служение среди язычников. (Послание к Галатам 2:3-8)18. Если я стану восстанавливать то, что раньше разрушил, этим я покажу, что преступил Закон. 19. Закон меня умертвил, и я умер для Закона, чтобы жить для Бога. Я распят вместе с Христом, 20. и живу уже не я, а живет во мне Христос. И пока я живу на земле, я живу благодаря вере в Сына Божьего, полюбившего меня и отдавшего себя в жертву ради меня. 21. Так неужели я отвергну Божий дар?! Ведь если оправдание может дать Закон, значит, Христос умер напрасно! (Послание к Галатам 2:18-21)11. Теперь я пишу вам собственной рукой — видите эти большие буквы? 12. А те, которые понуждают вас обрезаться, хотят понравиться людям: они не хотят, чтобы их преследовали за крест Христов. 13. Они, хотя и обрезаны, сами не соблюдают Закон, а вас хотят обрезать, чтобы был повод похвастать этим. (Послание к Галатам 6:11-13)


Роман Ермаков: Андрей цитирует:Это особенно наглядно проявляется в преемственности богослужебного времени. Брат, мы имеем новозаветное свидетельство, отражающее картину первохристианского богослужения. Гл. 20-я книги "Деяний" описывает Евхаристию, совершенную христианами Троады, где Павел провел неделю, прибыв из Филипп. 7. В первый же день недели, когда мы были собраны для преломления хлеба, Павел беседовал с ними, намереваясь отправиться в путь на следующий день, и продолжил слово до полуночи. 8. Было достаточно светильников в гонице, где мы были собраны. 9. Сидел в окне некий юноша, по имени Евтих, погружаясь в глубокий сон по мере того, как затягивалась беседа Павла. Погруженный в сон, он упал с третьего этажа и был поднят мертвым. 10. Павел, спустившись, лег на него всем телом и сказал: не смущайтесь, ибо душа его в нем. 11. Поднявшись наверх и преломив хлеб и вкусив, и еще немало побеседовав до зари, отправился в путь. 12. Между тем отрока привели живого, и были они утешены безмерно. (Деян., Гл. 20: 7-11)1. Все это происходит ночью. Горит много светильников. 2. В верхней комнате (3-й этаж). 3. Трапеза Господня совершается с Агапой (о вкушении в данном отрывке упоминается 2-жды). 4. Чтение ВЗ ОТСУТСТВУЕТ. Это иное богослужение. Атмосфера его отличается принципиально. Это скорее семейное, братское собрание, чем ритуализированное чинопоследование в храме. И происходит оно совсем не в 9-00 утра. Конечно, лицензированные толкователи господствующих вероисповеданий все это в миг опровергнут и свое непременно обоснуют. Мол, это всего лишь исключение и т.д. и т.п. Но факт-то остается фактом ! Вечеря происходит естественно, натурально, в своей первозданной непосредственности. Читаешь и проникаешся ее не напряженностью, "не-энтропийностью"... Касательно же отсутствия чтений ВЗ необходимо еще раз подчеркнуть: чего нет в описаниях Луки, - того нет. Ведь, даже приписать в этом случае что-либо намного труднее (так как еще додуматься надо, - "править" то, о чем ничего не написано). И, как правило, то, о чем ничего не написано и составляет наиболее надежную копию происходящего. А реконструировать можно до бесконечности, был бы, как говорится, спрос.

Сергiй: Спаси Христос, братъ Романъ. Очень хорошо написал.

Andrey-co: Спаси Христос, братия... знал ведь азъ, что именно эта строка о чтении ВЗ приведёт к "отповеди".. и "в седьмой раз простите, и..." даст Бог, не повторится "...в 77-й" - "Деяния..." читать надо, всё верно.



полная версия страницы