Форум » Евхаристия » Места проведения Евхаристии. » Ответить

Места проведения Евхаристии.

Konstantino: Покайтесь и веруйте в Евангелие (Марк. 1:15) не являются пустыми словами. Следуя призыву Христа, предлагаю обратить внимание на места проведения Евхаристии. Об этих местах написано в Деяниях и Посланиях Апостолов. Во 2 главе книги Деяний, в 46 стихе говорится: «… каждый день придерживающиеся единодушно в храме, преломляющие по домам хлеб, они принимали пищу в ликовании и простоте сердца…» и в 20 главе, в стихах 7 «…собравшихся преломить хлеб…», в стихе 8 «…в горнице…» . Из Деяний мы знаем, что Апостолы ходили в храм не для молитв, а для проповеди Благой Вести, а вот для молитв (Деян. 1, 13–14, 16 и 5:12-15) и Евхаристии (Деян. 2:46; 20:7-8; 1Кор.10:16) собирались именно по домам. Таким образом, выясняются главные черты христианского богослужения апостольских времен, отдельного и самостоятельного от богослужения ветхозаветного: проповедь, молитвы и Евхаристия по домам.

Ответов - 8

Konstantino: Почему же Евхаристия совершалась по домам, а не в храмах, которые могли быть построены первыми христианами? Во-первых Евхаристия была установлена самим Христом и не где не будь, а в обычном доме. Во-вторых речь Стефана пред синедрионом (Деян. 6:12). Он говорил о том, что Бог в рукотворном не обитает (Деян. 7:44-48) ибо «… Небо Мне престол, земля же подножие ног Моих, какой дом построите Мне, говорит Господь, или какое место покоя Моего? Разве не Господь все это сотворил? » Этими словами кончается защитительная часть речи Стефана. В 17 главе Деяний мы находим слова Ап. Павла (стихи 22-25) который просвещая язычников частично повторяет речь Стефана. В-третьих сами Апостолы (числом 12), подозвавши учеников, сказали «…не угодно нам… прислуживать столам…» (Деян. 6:2), тем самым подтвердив один из моментов совершения Евхаристии.

Konstantino: В своем труде «Места молитвенных собраний христиан I–III веков» А Голубцов пишет: В этом же смысле собрания следует понимать и те выражения ап. Павла, в которых он обращается к Акиле и Прискилле, Нимфану, Филимону и другим, приветствуя их вместе с домашней их церковью. «Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Исусе… и домашнюю их церковь

Konstantino: А. Голубцов пишет: Автор Филопатриса — известного сатирического произведения, где осмеиваются нравы христиан (Время написания и автор названного произведения положительно неизвестны. В старое время Филопатрис приписывался известному Лукиану Самосатскому, но историческая критика признает его сочиненным не ранее IV века и даже гораздо позже. Во всяком разе нет оснований отрицать в авторе Филопатриса знакомства с порядками древнехристианскими.),— сочинения, не признаваемого современной критикой подлинным сочинением Лукиана Самосатского. «Случай завел меня в незнакомый дом, — говорит он от имени героя своего произведения, — поднявшись по лестнице, я очутился в комнате с вызолоченными карнизами, которая напоминала собой палаты Менелая. Здесь я нашел, впрочем, не прекрасную Елену (виновницу Троянского побоища), а коленопреклоненных людей с бледными лицами». Нет основания видеть в этом месте лишь одну карикатуру и упрекать автора в злонамеренном искажении дела; в словах его не трудно подметить и черты, указывающие на молитвенное собрание христиан в доме какого-либо из своих богатых сочленов. Христианство с самых первых времен не было религией только бедняков. Анания и Сапфира были владетелями поземельной собственности; Филимон, к которому ап. Павел писал послание, имел раба, за которого апостол ходатайствует. Великое множество христиан в Риме, как показывают катакомбные памятники и надписи, состояло не из одних рабов, но и из лиц богатых и знатного происхождения. Представленное описание первохристианского молитвенного дома до того обще и бледно, что может быть отнесено ко всякому жилью, ко всякому помещению, безотносительно к тому особому назначению, какое они получали в богослужебном употреблении христиан. Это обстоятельство приобретает особенную важность в глазах исследователей. Так как устройство обыкновенных жилищ того времени, особенно греко-римских домов, довольно хорошо известно, то ученые путем рассмотрения внутреннего расположения последних надеются дать несколько более определенных и подробных указаний на помещение и убранство первохристианских молелен. Словом οίκος, которым называются иногда в Деяниях и Посланиях Апостольских места молитвенных собраний христиан, по мнению некоторых ученых, обозначались в первое время христианства не вообще дома, а известного устройства и назначения комнаты в них. Если это положение еще не может считаться доказанным в отношении к еврейским и вообще восточным жилищам, то оно должно быть признано бесспорным по отношению к греко-римским домам. До нас сохранились образчики последних в Помпее и Геркулануме, где их открыли под массой лавы, выброшенной Везувием в 79-м году по Рождестве Христовом (Описание помпейских домов и план одного из них см. у Классовского, Помпея и открытые в ней древности, стр. 65–74, 176–178. С. Петерб. 1856.). Судя по этим сравнительно хорошо сохранившимся памятниками и описаниями Витрувия, специалиста-архитектора времен Августа, помпейские дома, при поразительном сходстве между собой, почти все были двухэтажные, состояли из множества маленьких комнат и были разделены на две половины: переднюю — публичную, и заднюю — семейную. Узким проходом — нашей передней, входили с улицы в так называемый атриум — довольно большой четырехугольный зал с отверстием по середине крыши для пропуска света и для проведения дождевой воды, лившейся в каменный резервуар, устроенный на полу. Около атриума группировался ряд маленьких комнат, хозяйственное и житейское назначение которых трудно определить теперь с точностью, точно также, как их число и относительное положение. Видно только, что римляне того времени жили гораздо теснее и уютнее, чем живем теперь мы. К задней стороне атриума, прямо против входа с улицы, примыкал таблиний, служивший чем-то вроде кабинета для хозяина дома, где он принимал посетителей по делам. Этой рабочей комнатой оканчивалась передняя половина дома, сообщавшаяся с заднею, доступной только для друзей и близких знакомых, посредством коридоров. Центральную часть семейного помещения составлял перистиль — большой великолепный зал, получивший свое название от поставленных параллельно стенам его рядов колонн. Подобно атриуму, перистиль получал освещение сверху и снабжен был также бассейном. По бокам его шли небольших размеров семейные комнаты, как-то: спальни, столовая, гардеробная и др. Продолжая путь через перистиль в глубь дома, мы встречаем ближе или дальше от него продолговатое четырехугольное помещение, известное под именем οικος-a (по-латыни oecus). Что такое был этот οίκος? При неодинаковости своих размеров и устройства в различных римских домах, все же это был довольно обширный зал, делившийся иногда по длине на три части двумя рядами колонн, поддерживавших кровлю. Он превосходил окружавшие перистиль семейные покои не только своей обширностью и величиной окон и дверей, но и убранством. Стены его расписывались живописью, пол отделывался мозаикой, а для ночного освещения по стенам висели лампы и люстры. Составляя наиболее поместительную и почетную часть хозяйской половины, эти экусы или икосы служили праздничной столовой или триклинием, в котором сходились для пиршеств и бесед не только члены семьи, но и близкие знакомые и друзья хозяина дома. Эти-то просторные комнаты, удаленные от уличного шума и нескромного постороннего взгляда, при том же хорошо обставленные, и могли служить, по мнению ученых, удобным помещением для христиан на время многолюдных собраний для совещаний между собой, молитв, совершения евхаристии и соединенных с ней вечерей любви. Предположение весьма правдоподобное, оправдываемое до некоторой степени и евангельским повествованием. Комната, в которой собирались первые верующие, предназначена была для вечерей, служила столовой. Воскресший Христос, явившись одиннадцати ученикам Своим, застал их возлежавшими (άνακειμένοις), спросил о пище, и они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда (Марк. XVI, 14; Лук. XXIV, 41–42). Вероятность предположения возрастает еще больше оттого, что Витрувием и другими древними писателями отмеченные нами икосы сопоставляются и даже отождествляются с домовыми базиликами (basilicae dotne-sticae) — теми великолепнейшими и громаднейшими залами, которые устраивались во дворцах цезарей и в палатах знатнейших римских граждан. Но что домовые базилики имели иногда богослужебное назначение, это доказывается отчасти сходством их с структурой первых христианских базилических церквей, но главным образом положительными историческими данными. В так называемых «Воспоминаниях св. Климента» рассказывается, что один из знатных христиан в Антиохии, по имени Феофил, «освятил под именем церкви огромную базилику своего дома» (ut domus suae ingentem basilicam ecclesiae nomine consecraret) и передал ее в распоряжение своих единоверцев (Recognit.s.Clement. X, 71. 60) http://www.greeklatin.narod.ru/golub/_057.htm


Konstantino: А может первые христиане не имели средств для постройки храмов по образу иерусалимского или синагог? Нет конечно. Средства имелись т.к. у них было все общее (Деян. 4:33). Продавались целые земли и дома (Деян. 4:34; 36-37), но деньги шли нуждающимся (Деян. 4:35), а не на храмы.

Konstantino: Откуда же тогда взялась традиция служение Евхаристии на гробах мучеников, если Евхаристия совершалась по домам? Такая традиция пошла явно не от иудеев. Вот что об этом пишет еврейская энциклопедия Уже в эпоху Библии могилы считались ритуально нечистыми (Чис. 19:16; см. Чистота и нечистота ритуальные), и поэтому во времена патриархов и в период Первого храма места захоронений — обычно пещеры или высеченные в скалистой почве отдельные могилы или подземные склепы как на семейных участках (см. Махпела пещера), так и на участках, отведенных под кладбище «сынов народа», — находились, видимо, на некотором расстоянии от поселений или жилища (Быт. 23:19; II Ц. 23:6) http://www.eleven.co.il/article/12113 Думаю, что по этой причине Апостолы не служили Евхаристию на гробе Господнем, на гробе Стафана и других мученников .

Konstantino: Служение на гробах мучеников пошло от языческих эллинов. Вот как об этом пишет Винничук Л. в своем труде «Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима / Пер. с польск. В. К. Ронина. — М.: Высш. шк., 1988 — 496 с. ил» Повсюду в Греции люди в период траура облекались в черные или просто темные одежды, только в Аргосе одевались в белое. В Афинах и в Аргосе траур длился тридцать дней, в других полисах — меньше, а в Спарте — всего лишь двенадцать. Но и после окончания периода траура память умершего продолжали чтить, принося в положенные сроки и в дни поминовения мертвых богатые жертвы богам. Жертвоприношения совершали еще над гробом — на третий день после смерти, а затем после похорон — на девятый день. Кроме того, в годовщины рождения и смерти близкого человека на его могилу клали жертвенный пирог, вино, мед, молоко, фрукты, а в некоторых городах-государствах, к числу которых Афины не относились, приносили и кровавые жертвы, закалывая на могиле жертвенных животных http://labyrinthos.ru/text/vinnichuk_poslednee-proshanie-v-grecii.html

Konstantino: По современной доктрине православных и католиков приложение (пресуществление) хлеба и вина в истинное Тело и Кровь Спасителя происходит только на антиминсе, разложенном на престоле. При зашивании мощей в антиминс (или помещении их под престол) они помазываются миром, а священнослужитель читает следующую молитву: «Сам Владыко, благих податель сый, молитвами святых, их же благоволил еси положению мощей в сем честнем жертвеннице Твоем быти, сподоби нас неосужденно бескровную Тебе на нем приносити жертву». Текст этой молитвы основывается на следующих словах Иоанна (приписывается Иоанну Богослову): «я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели» (Откр.6:9). Странно, откуда в Раю какой то жертвенник и почему души убиенных должны отождествлятся с телами (прахом)? При такой позиции нет Евангельского основания для совершения Евхаристии, что противоречит Христовому установлению и Апостольскому учению, преданию и практике.

Konstantino: Для наглядности выложу фотографии базилики Амвросия Медиоланского. По некоторым данным она была построена в 379–386 годах яко бы самим Амвросием Медиоланским († 397) на развалинах бывшего языческого храма. На этом месте было кладбище. Здесь же были и захоронения первых христианских мучеников, поэтому храм сначала назывался базиликой мучеников (basilica martyrum). Базилика была освящена первоначально во имя мучеников Хрисанфа и Дарии, а затем – во имя мучеников Гервасия и Протасия, мощи которых были в 380 году обретены Амвросием. После кончины Амвросия базилика стала носить имя ее основателя. А вот алтарная часть и престол который уже не символизирует трапезу на Тайной Вечере, а является надгробным камнем над мощами мучеников Гервасия, Протасия и Амвросия Медиоланского. Спуск к мощам находится за престолом. Спустившись на этаж ниже, человек попадает в большую комнату из которой видно захоронение, которое в аккурат под престолом.. К слову, служение на мощах мучеников явно противоречит католической теории жертвы т.к. могила и надгробный камень мучеников не могут являтся прообразом Голгофы и местом воспоминания голгофского события. Служение на мощах мучеников так же не является прообразом Тайной Вечере т.к. Христос не повелевал именно так исполнять Свое установление .



полная версия страницы