Форум » Таинства » Развитие чинопоследования крещения в восточной традиции » Ответить

Развитие чинопоследования крещения в восточной традиции

Сергiй: Для тех, кто интересуется тем, что было до XVI - XVII вв. Открываю эту тему, изучение которой не может быть безразлично для христианина. Для начала, приведу сканы из эпохального труда видного византолога, профессора Мигеля Арранца (католика, иезуита, в советское время преподавателя Ленинградской духовной академии, в постсоветское время, читавшего лекции в Тихоновском институте). Вступительное слово к аудиоверсии лекций профессора Арранца выложенных на сайте Предание.ру говорит А.В. Муравьев, в то время и сам принимавший живое участие в жизни этого учебного заведения, а сегодня успешно применяющий наработанный педагогический опыт в МДСУ РПСЦ.

Ответов - 31, стр: 1 2 3 All

Сергiй:

Сергiй: Для большей понятности текста, приведу план Софии Константинопольской:

Konstantino: Сергий, по тексту упоминается некто Алмазов. Какие его труды по данному вопросу? Да и еще вопрос. Описано для Константинополя а как же сие было применимо в глубинках где не было патриарха, 12 епископов, да и Храмы были в разы меньше? "


САП: Что древние тянули с крещением - всем известный факт, но и крещение младенцев ни кем не осуждалось.

Сергiй: Konstantino пишет: Какие его труды по данному вопросу? "История чинопоследований крещения и миропомазания" изследование Александра Алмазова Казань, типография императорского университета 1884 г. Konstantino пишет: Описано для Константинополя а как же сие было применимо в глубинках где не было патриарха, 12 епископов, да и Храмы были в разы меньше? Подробно постараюсь ответить немного позже.

Роман Ермаков: История чинопоследований крещения и миропомазанияСегодня крещение не мыслимо без миропомазания, но при рассмотрении изменений чинопоследований, содержащих молитвы "Освящения мира", "Освящения елея на помазание оглашенного" или др. вырисовывается все та же картина лишения таинств их исконного христологического значения. Причем, христианское таинство превращается в простое подражание, если не прямое наследование, ветхозаветного обряда помазания, в котором архиереи-иереи просто принимают наследие иудейского жречества. Ранняя христианская Церковь не знала молитвословий на "освящения крещального елея" и др., поэтому вопрос соответствия Евангельской истине этих обрядов по прежнему открыт.

Роман Ермаков: Глаголет Христос:(По Ин. Гл. 3:5-9)

Роман Ермаков: ранняя христианская Церковь не знала молитвословий... Литургист, проф. G.Krctschmar определяет несколько этапов развития литургической традиции. На сегодняшний день, они запечатлены в источниках, систематизированных след. образом:1. В Дидахэ (гл.7) I-го века Крещение совершается без какого-либо помазания. Так на самом деле крещали на Иордане Иоанн Креститель и сам Спаситель [Ин. 3:22]. Этот простой чин соблюдается и при Крещении, совершаемом любым верующим (в случае крайней нужды). 2. В сирийской Дидаскалии (III в.) и в апокрифических Деяниях апостола Фомы, практикуется одно помазание елеем, с даром Святого Духа, перед самым Крещением. Тут, наверное, отражается рассказ Деяниий (10 и 11). Это была древняя антиохийская и каппадокийская практика, засвидетельствования в писаниях Василия Великого, Григория Нисского и самого Иоанна Златоуста. 3. По Катехизисам св. Кирилла Иерусалимского (IV в.), бывает одно заклинательное помазание елеем перед Крещением, а другое, вероятно, миpoм с дарованием Святого Духа после Крещения. Такая практика соблюдается и в древней Испанской церкви. 4. По Апостольской Традиции (гл.21) (II в.) и Завещанию Господа (II,8) (II-V в.) бывает одно заклинательное помазание елеем перед Крещением и два "с елеем евхаристии" после Крещения: первое совершаемое пресвитером (или вдовицей по Завещанию если крещается женщина), а второе-епископом с наложением рук. Такая практика соблюдается и в Римской церкви с 416 г. (по письму папы Иннокентия I). 5. По 48-у канону Лаодикийского собора ("360 г.") обязательно помазание миpoм после Крещения, вероятно, по традиции Кирилла Иерусалимского. Впервые в истории богослужения обясняется значение помазания св. миpoм, освященным наитием Св. Духа, как причастие христиан царству Христа.Помазание елеем перед Крещением в Византии это явный намек на Дар Святого Духа. Прибавка после Крещения помазания миром стала атрибуциией действия Св. Духа: "Печать дара Духа Святаго. (цит. по изд. "Таинства византийской традиции", М. Арранц., Том V Институт Философии, Теологии и Истории св. Фомы, Москва-Рим, 2003-2006 г., так же: G.Kretschmar, "Nouvelles recherches sur 1'initiation chrеtienne", La Maison Dicu 132 (1977) 7-32; M.Arranz, "Les Sacrements de Iancien Euchologe constantinopolitain" (7), ОCP-86:170, note 171; PAT:633; Cf."Missale Hipano-Mozarabicum", 1991.)

Konstantino: Роман Ермаков пишет: 2. В сирийской Дидаскалии (III в.) и в апокрифических Деяниях апостола Фомы, практикуется одно помазание елеем, с даром Святого Духа, перед самым Крещением. Тут, наверное, отражается рассказ Деяниий (10 и 11). Это была древняя антиохийская и каппадокийская практика, засвидетельствования в писаниях Василия Великого, Григория Нисского и самого Иоанна Златоуста. если уже человек получил дар Святого Духа с помазанием то зачем тогда Крещение ведь уже крещен? Роман Ермаков пишет: 3. По Катехизисам св. Кирилла Иерусалимского (IV в.), бывает одно заклинательное помазание елеем перед Крещением, а другое, вероятно, миpoм с дарованием Святого Духа после Крещения. Такая практика соблюдается и в древней Испанской церкви. зачем тогда пред Крещением? Роман Ермаков пишет: 4. По Апостольской Традиции (гл.21) (II в.) и Завещанию Господа (II,8) (II-V в.) бывает одно заклинательное помазание елеем перед Крещением и два "с елеем евхаристии" после Крещения: первое совершаемое пресвитером (или вдовицей по Завещанию если крещается женщина), а второе-епископом с наложением рук. Такая практика соблюдается и в Римской церкви с 416 г. (по письму папы Иннокентия I). одно перед и аж два после Крещения. Может помазание не несет в себе смысл подавание Святого Духа? Если несет в себе такой смысл то разве нужно несколько подаваний? Роман Ермаков пишет: 5. По 48-у канону Лаодикийского собора ("360 г.") обязательно помазание миpoм после Крещения, вероятно, по традиции Кирилла Иерусалимского. Впервые в истории богослужения обясняется значение помазания св. миpoм, освященным наитием Св. Духа, как причастие христиан царству Христа". разве можно быть причасным царству Христа чрез масло и помазание? Тогда можно было бы и не причащаться? А без масла Дух никак не сойдет? «Дух где желает дует, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда идет: так бывает со всяким, рожденным из Духа» (Евангелие от Иоанна 3:8), или еще «Иже везде Сый», «Им живем и движемся и существуем». Может ли масло быть монополистом в данном контексте? Вопросов у меня появилось больше чем ответов.

Роман Ермаков: "Дух дышит где хочет..." (по-еврейски одно и тоже слово "руах" имеет значение духа и ветра). Святой Дух, "иже везде сый и вся исполняя", присутствует и действует во всех церковных моментах, и особенно - в таинствах, как действовал и при воплощениии Слова и Его воскресении. Он активно присутствует во всех моментах нашей жизни; без Него мы не могли ни верить, ни молиться. Но особенно признается Его присутствие в самом Крещении, ибо сам Спаситель учил о необходимости рождения свыше водой и Духом.(по изд. "Таинства византийской традиции", Том V, "ПЕЧАТЬ ДАРА ДУХА СВЯТАГО") Древняя Церковь была уверена, что Крещение водой и Духом совершалось только водным погружением, так как самое Крещение есть дар Святого Духа, а иной раз, к великому удивлению самого апостола Петра, пришествие Святото Духа на сотника Корнилия предшествовало самому Крещению (Деян. Гл. 10, 11). Позднее стали развиваться различные обряды помазания, они и приняли таинственное значение, оправдаемое разными текстами, как напр.: 2 Кор 1:21: Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог. Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши. Но, речь в Новом Завете идет лишь о духовном помазании и печати, получаемых хриастианами, как сам Спаситель и Божий помазанник их приниял. (Евр. 1:9; Ин 6:27): Духовное помазание христиан, дарующее им Божию печать, заменяет еврейскую телесную печать, получаемую при обрезании" Лучше подробнее рассмотреть молитвословия известных сегодня чинов.

Роман Ермаков: Konstantino пишет: Может ли масло быть монополистом Roman пишет: Речь в Новом Завете идет о духовном помазании и печати, получаемых христианами, как сам Спаситель и Божий помазанник их приниял. (Евр. 1:9) с этим согласуется и 2 Кор 1:21:Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог. Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши.

Роман Ермаков: Roman пишет: на сколько это соответствует Евангельской истине [В:5:3] Молитва освящения елея Византийский Евхологий "Барберини гр. 336" (VIII в.), а так же GOA (Goar J. "Evchologion sive Rituale Graecorum..., 1-е издание, Париж 1647 г. 2-е, Венеция 1730 г. "Греческий текст первых православных Евхологиев, печат. с 1520 года в Венеции") "(Иерей: Мир всем. Дьякон: главы ваша... Иерей преклоняет голову к сосуду елея держимому диаконом, и вдунет трижды в сосуд елея и знаменает трижды... и глаголет:) 1 Владыко Господи Бже отец наших 2 сущим в ковчезе Ноеве голубицу пославый 3 сучец масличный имущую во устех 4 примирения знамение 5 спасения же от потопа 6 и благодати таинство 8 оными предобразивый 9 масличный плод 10 во исполнение Твоих тайн подавый 11 тем и бывших в Законе Духа святаго исполнивый 12 и сущих в благодати совершаяй 13 Сам благослови и сей елей 14 силою и действом и наитием святаго твоего Духа 15 якоже быти тому помазанию нетления 16 оружию правды 17 обновлению души и тела 18 всякаго диавольскаго действа отгнанию 19 во изменение всех зол 20 помазующимся верою 21 или вкушающим от него 22 в славу твою и единороднаго Сына твоего 23 и пресвятаго и благаго и животворящяго твоего Духа 24 ныне и присно и во... Народ: Аминь". "[В:5:3] часто включают цитату Чисел 6:22..., священническое благословение Аарона. В данном случае елей дополняет и исправляет природу воды". нн. 2-5: Вода для иудеев сама по себе - элемент противный и опасный, масло наоборот - всегда положительный и благоприятный.(см. Мф. 18-6) "Символ воды совершается через елей. Смертоносной воде потока противопоставляется спасительная ветка маслины, несомая голубицей". нн. 6-8: содержит типичную для иудео-христианства мысль о "предобразовании" ветхозаветных событий Таинству благодати нн. 21: в конце молитвы предусмотрено не только помазание елеем, но и его вкушение, что чуждо богословию Нового Завета кас. Крещения. нн. 11: проводится мысль о том, что бывшие под ветхозаветным законом получали дар Св. Духа. Данная молитва вошла в "Потребник патриарха Филарета Романова" (изд. Москва 1623-25 гг.), чины которого и поныне составляют обиход старообрядцев. Один из таких чинов рассмотрим ниже

Роман Ермаков: Roman пишет: в конце молитвы предусмотрено не только помазание елеем, но и его вкушение, что чуждо богословию Нового Завета кас. Крещения. Напомним еще раз то о чем писалось выше: до появления Сирийской Дидаскалии (III в.) и 48-го правила Лаодикийского собора ("360 г.") Крещение вообще совершалось без какого-либо помазания и применения масла. Речь в Новом Завете идет о духовном помазании и печати, получаемых хриастианами, как сам Спаситель и Божий помазанник их приниял. (цитаты из Евр. 1:9; Ин. 6:27 приводились выше)

Роман Ермаков: [12:58:31] Сергiй Аветянъ: Roman пишет: Один из таких чинов рассмотрим ниже Из Московского Потребника Филарета 1623 (особенный чин для еретиков) Классиф. ПОТ: см. гл.71-л.34, см. ПОТ:гл.16- л.109 Диякон: Благослови Владыко. Святитель: Благословено царство... Диакон: Миром Господу помолимся.... Святитель глаголет к себе молитву сию в тай, или презвитер ... [В5:1]: Благоутробный и милостивый Боже испытай... [В5:2]: Велий еси Господи и чудна дела твоя.... Диякон: Главы ваша ... И прекланяет святитель главу пред сосудом масленым... [В5:3]: Владыко Господи Боже наш, иже сущим в ковчезе... Таже: Вонмем. И приемля святитель спичку сущую в сосуде масленом, и творит тою в воде три кресты поя: Аллилуия трижды с сущими ту. Таже возглашает се: Благословен Бог просвещая и освящая всякаго человека... (см. "Таинства византийской традиции", Том V, л. 495, Москва-Рим, 2003-2006 г.) Отметим, что помазание не может быть связано с сошествием Св. Духа на апостолов в день Пятидесятницы... так как Дух Святой изливается на апостолов в виде огненных языков и сильного ветра, в противоположность ветхому завету, где миром материально помазали иудеев. Новый Завет описывает сошествие Св. Духа на Иордане на Христа и духовное "помазание" апостолов от Него. прежде чем перейти к чинопоследованиям и богослужебным текстам "на освящение мира" приведем справку из источника по иудаике о помазании...

Роман Ермаков: "ПОМАЗАНИЕ людей и предметов елеем (или другим видом оливкового масла): было широко распространено у древних израильтян, как и среди других народов Ближнего Востока. Наряду с косметическими и медицинскими целями помазание было также символическим ритуалом посвящения... На древнем Ближнем Востоке символическое помазание было центральной частью обряда церемониального возведения в определенный статус, в первую очередь коронации (так, в Ассирии к царю прилагался эпитет пашишу — "помазанник"). Оно сопровождало также освобождение рабыни, введение во владение имуществом, обручение невесты и т. п. У израильтян помазание использовалось в церемониях возведения на престол царя и посвящения в сан первосвященника, а первоначально — и простого жреца (см. Кохен). Ивритский термин машиах ("помазанник") в эпоху первого храма прилагался прежде всего к царю, особенно к основателям Израильского царства — Саулу и Давиду (позднее слово приобрело эсхатологическое значение, см. Мессия). Помазание на царство считалось действенным, даже если производилось тайно (с целью низложения прежней династии). Так Самуил помазал Давида, а посланец Элиши — Иеху. Это было основано на вере, что вместе с помазанием на нового царя нисходит дух Божий, а прежнего покидает (I Сам. 16:13–14). Помазание первосвященника служило еще одной цели; оно обозначалось также глаголом лекаддеш ("освящать"), символизируя причащение к святыне и право осуществлять священнодействие. Помазанию подлежал не только человек, но и предметы культа (Исх. 30:24–29; 40:9–15); об этом есть свидетельства уже в древнейших частях Библии (Быт. 28:18; 31:13; 35:14). Талмуд утверждает, что священный елей для помазания был приготовлен только однажды в еврейской истории Моисеем (ср. Исх. 30:31–33), и этого елея хватило для всех ритуалов помазания от Аарона до того времени, когда царь Иошияху спрятал его остаток. Таким образом после Иошияху елей не использовался для помазания царей и первосвященников, и это — одно из пяти отличий первого храма от второго. После помазания Аарона и его сыновей обряд проходили только первосвященники, даже наследники своего помазанного отца; для простых священников оставался ритуал помазания лишь на время войны (Талмуд имеет в виду стих Втор. 20:2). Согласно Талмуду, лишь те цари Давидова дома (см. Давид), чьи права на трон оспаривались или вызывали сомнения, проходили помазание; когда же наследование не вызывало разногласий, помазание не производилось. Так, Соломон был помазан вследствие претензий на престол со стороны Адонии (I Ц. 1:39), Иоаш — из-за Аталии (II Ц. 11:12), а Иехоахаз — вследствие того, что Иехоаким был двумя годами старше его (II Ц. 23:30). Цари Северного Израильского царства проходили обряд помазания не елеем, а бальзамом и тоже лишь тогда, когда их права на наследование престола были сомнительны или оспаривались". Электронная еврейская энциклопедия (изд. Ассоциации по изучению еврейских общин в диаспоре) http://www.eleven.co.il/

Сергiй: Roman пишет: Ивритский термин машиах ("помазанник") в эпоху первого храма прилагался прежде всего к царю, особенно к основателям Израильского царства — Саулу и Давиду (позднее слово приобрело эсхатологическое значение, см. Мессия). Особо стоит обратить внимание на то, что в ВЗ "помазанник" в прямом смысле этого слова помазанник - его мажут. Христос же никакого миро- или елеопомазания физически, т.е. веществом от имеющего на то власть не получал. Лишь ЯВНОЕ сошествие Святаго Духа. Да, женщина помазует Его ноги драгоценным миром и отирает власами, но это не ритуальное посвящение. Более того, что положено делать имеющему власть, делает простая грешница, которой брезгует фарисей. Этот момент Евангелия явно показует, что физическое помазание лишь от людей, а не от Отца. Его может совершить и последняя грешница, если то угодно Господу.

Konstantino: Roman пишет: Крещение вообще совершалось без какого-либо помазания и применения масла. Речь в Новом Завете идет лишь о духовном помазании и печати, получаемых хриастианами, как сам Спаситель и Божий помазанник их приниял. да было бы вообще кощунственно считать крещеных без какого-либо помазания вообще не крещенными или не имеющими Святаго Духа которого не препадали из-за отсутствия масла!!!!!

Сергiй: Konstantino пишет: не имеющими Святаго Духа которого не препадали из-за отсутствия масла!!!!! Э нет, брат Константин! Тут момент не простой. Я бы сказал принципиальный. Миро сварить и освятить кто может? Вот то-то... Нет человека архиерея - нет и воцерковления и, следовательно, Евхаристии... Если принимаешь это - остаётся только беспоповство. А ты говоришь "якоже и Христосъ"...

Konstantino: Сергiй пишет: Да, женщина помазует Его ноги драгоценным миром и отирает власами, но это не ритуальное посвящение. Более того, что положено делать имеющему власть, делает простая грешница, которой брезгует фарисей. Этот момент Евангелия явно показует, что физическое помазание лишь от людей, а не от Отца. Его может совершить и последняя грешница, если то угодно Господу. а это очень тонко подмеченно.

Роман Ермаков: Роман Ермаков пишет: перейти к чинопоследованиям и богослужебным текстам "на освящение мира"В VIII в. миpo употреблялось исключительно для помазания новокрещенных и не миропомазанных еретиков, но со временем происходит необьяснимое расширение его применения.В IX в. оно будет употребляться и для примирения с Церковью христиан, отпадших от нее. Позже еще в XIII веке, св. миром будет помазываться и византийский "василеис", а в XVI в. также московский великий князь... ("Таинства византийской традиции", Том I, л. 341, Москва-Рим, 2003-2006 г.)

Роман Ермаков: Сведения из византийских богослужебных источников о миропомазании скудны. Другие противоречивы. В одном из произведений известного византийского богослова и церковного деятеля Симеона Солунскаго (ок. 1429 гг.) говорится о том, что Христос установил и сам получил все Таинства без исключения. Причем, Крещение и "миропомазание" Симеон явно соотносит с тем, что свершилось на Иордане: Спаситель принял помазание, или божественный елей и миpo, в самом Крещении, когда снизшел на Него Дух в виде голубя ("Разговор", 11-я глава)ни в последовании Крещения, ни в чине освящения Миpa в Великий Четверг, Миропомазание не связывается прямо с сошествием Св. Духа на апостолов в день Пятидесятницы, но с сошествием на Иордане, от которого, между прочим, по самым молитвам освящения Миpa, зависит и духовное "помазание" апостолов от Xpистa (имеется в виду полная, а не современная дефективная их редакция). В этом духе является и толкование Симеона ("Разговор", гл.41, стр.83, русск. издание). ("Таинства византийской традиции", Том I, л. 341, Москва-Рим, 2003-2006 г.) В 31-й главе "Разговора" (стр. 66 русск. изд.) у Симеона можно прочесть его недоумения по поводу применения мира:Дионисий Ареопагит утверждает, что перед Крещением вливается Cв. Mиpo в крещальную воду; и Симеон недоумевает и даже предполагает, что Дионисий ошибается, путая елей с Mиpом. ("Таинства византийской традиции", Том I, л. 341, Москва-Рим, 2003-2006 г.)Напомним, что Лаодикийский собор "установил" (см. сообщ. №7) помазание миром после Крещения... На Западе сохранился обычай - вливать миpo ("sanctum chrisma") в крещальную воду при ее освящении. В этом, случае, при погружении в воду с елеем, или с миpом, человек гарантировано омывается и одновременно намазывается, а это уже относится к тому, что, по утверждению Ааранца, зафиксировано в проповедях Иоанна Златоуста: Елей смешивается с водою, чтобы неофит получил одновременно Крещение воды и Духа ("Таинства византийской традиции", Том I, л. 341, Москва-Рим, 2003-2006 г., стр. 324) Таким образом, обращение к источникам, свидетельствующим о церковной практике, выявляет различные противоречия о миропомазании. Возможно, древняя практика каппадокийцев, представляла собой переходный этап на пути богословского осмысления Таинства.

Роман Ермаков: переходный этап на пути богословского осмысления... Древний славянский рукописный извод "Требник Митрополита Киприана" (Син. № 675, XIV-XV вв.) на лл. 15- об. 18 содержит одну из редакций "Молитвы освящения мира" (классификации [B8:1] по Арранцу). Подробно рассмотрев ее, становятся видны вехи этого скорбного пути. Текст этот претерпел правку (мягко именуемую литургистами, как "упущение"), которая лишила молитву главного христологического значения, показыв, во что может превратиться таинство, если бессмысленно копировать ветхозаветный обряд (помазания). Богословие данного последования явно вышло за рамки "простого подражания" жрецам ВЗ, как вежливо назвал это проф. Арранц в своих исторических опытах (см. Ист. 74). Апеллируя к "прямому наследованию" архиереями-иереями иудаизма, "осмысление" дошло до опущения Христова помазания апостолов Духом Святым. Христианское же наследование, - здесь проведено от архиереев ВЗ. Параллельный греко-русский критический построчник данного богослужебного текста: листы № 1-3 (лп. 345-347 по изд. "Таинства Византийскаго Евхология" Т.I, Москва-Рим 2003 г.) Из приведенного "скана" видно, что среди константинопольских источников, в которых присутствует текст данной молитвы М. Арранц указал лишь послеиконоборческие Евхологии: Евхологий "Виссариона" (BES) и "Афинский Евхологий" (EBE)! Этот важные сведения о реальной богослужебной практике дополняют собой вышеизложенные противоречия между "соборными постановлениями" и Преданием о миропомазании и тем, что приводилось из Писания..

Роман Ермаков: Исследование данного текстаВ нн. 5-6 связывается Mvpo с Ветхим Заветом: это само по себе мертвая дорога для понимания самой сущности христианских таинств, но в н. 7 Мvро связывается и с Апостолами, что буквально нигде не встречается в Новом Завете; остается возможным только духовное толкование: материальные помазания Ветхого Завета заменяются духовными в Новом Завете; Дух Святой изливается над Апостолами в виде огненных языков и сильного ветра, как мvро материально изливалось в Ветхом Завете. Это толкование и подтверждается в нн. 16-17: то, что в В.З. было образом, сейчас явно является в реальности и сущности. Заметим мимоходом, что в.н. 15 мvро называется "елей радования", и что также такими словами называется елей, употребляемый перед крещальным погружением. В псалме 44 "елей радования" относится к помазанию Мессии. Нн. 18-19 претерпели разные варианты: по древним рукописным евхологиям мазались аароновые иереи и архиереи, и тоже пророки и цари; в греческом печатном евхологии царей уже нет, и меняя глагол из пассива в актив, выходит, что иереи и архиереи мазали пророков. В славянских рукописях, кроме других вариантов, зависящих от различных греческих оригиналов, цари занимают первое место, перед архиереями и иереями, то, что не отвечает даже библиейской хронологии. Нн. 20-21 ставят трудный вопрос: когда же Апостолы получили помазание вообще, и особенно, от самого Xриста? Печатные евхологии напрасно избегают затруднения пропуская эту важную фразу: им же и Сам помазал еси святыя си апостолы; так, как это упущение не только лишает молитву главного ее христологического значения, но и показывает христианское таинство как простое подражание, если не прямое наследование, ветхозаветного обряда помазания, так как сразу после нн. 18-19: им же помазашася священьницы и святители, пророци, царие; присоединяются нн. 22-24: и всех иже банею пакибытия "теми" (т.е. апостолами) и по "тех" (т.е. апостол) епископьми и прозвитеры. И положение нисколько не исправляется неумелой подделкой нн. 18-19: GOA ZER PAP, М-67: мазаху царей, иереев, архиереев и пророков (Чин мироварения, Москва 1767) . Помазание апостолов самим Спасителем пропускается и остающееся слова, касающиеся все-таки апостолов, ("теми"), будет относиться к ветхозаветным архиереям-иереям, от которых христианские архиереи-иереи будто принимают наследие. Очевидно нн. 20-21 были пропущены переписчиками или издателями, не понимающими, что помазание апостолов Спасителем надо толковать в духовном смысле; апостолы были "помазаны" сверху через излияние Святого Духа в день Патидесятницы, или может быть, в самый вечер Пасхи (см. Ин 19:22). Так был помазан и сам Исус во Иордане, и первые христиане, которые, по книге Деяний Апостолов, получали Святого Духа через возложение рук апостолов. Интересно заметить, что в молитвах освящения Mvpa нет намека на Иорданское излияние Св. Духа, как объясняет св. Симеон Солунский (см. выше). Быть может составители этих молитв опасались Ариан или других еретиков, отрицающих божество Сына. Дальше, в н. 26 и сл. просится о результатах помазания: первый из них в н. 29 тот, что св. Мvро стало одеждой нетления, в соответствии вероятно со стихом из Гал. 3:27...: "Елицы во Xpиcтa крестистеся: во Xpиcтa облекостеся)" Симеон Солунский (стр. 32) говорит, что нагота при Крещении дает человеку возможность ощущать стыд преступления, который Адам чувствовал. Выходя из воды, говорит Симеон, человек одевается Cв.Mvpом. Н. 32 говорит о божественном именовании, которое налагается на христианина. Книга Чисел (6:22...) говорит именно о наложении Имени Бога на людей, для того, что сам Бог, узнавая своих, их благословлял. В этом смысле развивается и содержание молитвы: "быть узнаваемым ангелами и супротивными силами", как принадлежность Господа Бога. В заключении можно предположить, что первая молитва освящения Mvpa вполне объясняет сущность Таинства Mvропомазания в Византийской Церкви. Краткая главопреклонная вторая молитва укрепляет идею первой. Нн. 6-9 говорят, по словам псалма 122, о милости Бога, изливаемой как Mvpo на голову человека. И дальше, в н. 10, Cв. Mvpo - это имя Единородного: его божество по Филип. 2:9. Излиянное Mvpo - это та милость и любовь Бога к человеку, которая выражается в даре Святого Духа, через Которого наша жизнь во Христе Богочеловеке берет начало и совершенствуется: "Елицы во Xpиcтa крестистеся, во Xpиcтa облекостеся". По изданию: М. Арранц "Избранные сочинения по Литургике" "Таинства Византийского Евхология", Т.I, 2003 г., стр. 349-350 "Освящение Мvра в Великий Четверг", Гл. 8, (так же ИСТ:74)

Роман Ермаков: Выше, при рассмотрении вопросов связанных с введением миропомазания приводилось следующее:Древняя Церковь была уверена, что Крещение водой и Духом совершалось только водным погружением...Это подтверждается свидетельством от Луки. Так, в 19 Главе "Деяний" читаем: (В качестве оригинала греческ. текста взято 3-е издание Нового Завета Объединенных Библейских Обществ (UBS). Данный текст идентичен Novum Testamentum Graece (Nestle — Aland) 26).

Роман Ермаков: Сергiй пишет: Особо стоит обратить внимание на то, что в ВЗ "помазанник" в прямом смысле этого слова помазанник - его мажут. Христос же никакого миро- или елеопомазания физически, т.е. веществом от имеющего на то власть не получал. Лишь ЯВНОЕ сошествие Святаго Духа. В стихах 6-7 данной Главы "Деяний" и приведен текст, описывающий то, как по принятии Крещения во имя Господа Исуса и возложения рук на них: "сошел Святой Дух и они стали говорить на неведомых языках и пророчествовать. А было их человек двенадцать". (Деян., Гл. 19: 6-7, пер. РБО)

Роман Ермаков: Важным моментом является однозначное наставление бл. апостола Павла об Иоановом омовении (греч. "баптисма", № Стронга 908) в стихе 4 этой главы. Перевод РБО этого фрагмента выглядит так: — Иоанн омывал в знак возвращения к Богу, — сказал Павел. — Но он говорил народу, что они должны поверить в Того, кто придет после него, то есть в Исуса. (Деян. Гл. 19:4, РБО)

Роман Ермаков: Подчеркнем еще раз, что текст "Деяний" НЕ СОДЕРЖИТ СВИДЕТЕЛЬСТВ ОБ МИРОПОМАЗАНИИ множества уверовавших и принявших Христово Крещение.

Роман Ермаков: Кроме того, необходимо привести и свидетельство самого Иоанна о его омовениях, так как оно дает дополнительную возможность для осмысления происходившего на Иордане:19 И вот свидетельство Иоанна. Когда еврейские власти послали из Иерусалима священников и левитов спросить у него, кто он такой, 20 Иоанн не уклонился от ответа и прямо заявил:— Я не Помазанник. 21 — Кто же ты тогда? — спросили они. — Ты Илья?— Нет.— Ты пророк?— Нет. 22 — Кто же ты? — продолжали они спрашивать. — Мы должны дать ответ тем, кто нас послал. Кем ты сам себя называешь? 23 — Я, как сказал пророк Исайя,«голос глашатая в пустыне: „Проложите прямой путь Господу!“» 24 Тогда посланцы фарисеев 25 спросили его:— Раз ты не Помазанник, не Илья и не пророк, почему ты омываешь людей? 26 — Я омываю водой, — ответил Иоанн. — Но есть среди вас человек, вы Его не знаете. 27 Он должен прийти после меня, но я недостоин даже развязать у Него ремень сандалии. 28 Все это происходило в Вифании, за Иорданом, где обычно омывал Иоанн. 29 На следующий день Иоанн видит идущего к нему Исуса и говорит:— Вот Божий Ягненок, который унесет грех мира! 30 Он — Тот, о котором сказал я: «Вслед за мной идет человек, который стал больше меня, потому что был прежде меня». 31 Я не знал, кто Он, но я пришел омывать водой для того, чтобы о Нем стало известно Израилю. (Ин., Гл. 1: 19-31, РБО)

Сергiй: Спаси Христосъ, братъ Романъ. Хорошо всё расписал. Тут ещё важно подчеркнуть, что само слово "крещение"="хрищение", т.е. помазание. Иоаново же омовение не давало Духа Святаго, что и следует из приведённого тобой свидетельства: Роман Ермаков пишет: подтверждается свидетельством от Луки. Так, в 19 Главе "Деяний" читаем 2. — Получили ли вы Святой Дух, когда поверили? — спросил он. — Мы и не слыхали о Святом Духе. 3. — Как же тогда вы крестились? — Нас омыл Иоанн. 4. — Иоанн омывал в знак возвращения к Богу, — сказал Павел. — Но он говорил народу, что они должны поверить в Того, кто придет после него, то есть в Исуса. 5. Узнав об этом, они приняли крещение во имя Господа Исуса. 6. Когда Павел возложил на них руки, на них сошел Святой Дух и они стали говорить на неведомых языках и пророчествовать. 7. А было их человек двенадцать. (Деяния св. Апостолов 19:2-7) Более того, любой, кого крестили погружательно, во взрослом возрасте помнит, что в момент погружения происходит и возложение руки (или рук) крестящего, таким образом, миропомазанию просто нечего подменять.

Роман Ермаков: Сергiй пишет: Тут ещё важно подчеркнуть, что само слово "крещение"="хрищение", т.е. помазание. Именно так, Сам Христос благовествовал:«Дух Господа на Мне - Он помазал Меня.» (Лк., 4:18, РБО)И в письме Христианам Коринфа, которое уже цитировалось в данной теме Павел пишет об уверовавших так:21 Это Он, Бог, Который укрепляет нас с вами в единении с Христом-Помазанником и Который помазал и нас, 22 — это Он отметил нас Своей печатью и, как залог, послал Свой Дух в наши сердца. (2 Кор 1, РБО)Павел использует греческое "хрисас" ("помазать", "совершить помазание"). Помазание Духом Святым.

Роман Ермаков: Ин перевод Павлова послания:Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши. (2 Кор 1: 21-22, РБО-Син.)



полная версия страницы