Форум » Таинства » Чин Крещения и «адамов грех» » Ответить

Чин Крещения и «адамов грех»

Роман Ермаков: Порочны ли младенцы? Большинство ответит, - «что за чушь, конечно нет». Однако, современный чин Крещения предписывает: «и поклонившись восприемник с крещающимся остаются в наклонении, дондеже прочтет иерей следующее: благословен Бог... и молитву сию: Владыко Господи Боже наш, призвавыи раба своего, Имя рек, ко святому Твоему просвещению, и сподоби его великия сия благодати святаго Твоего Крещения. Омыи его скверности, породи его в жизнь вечную и исполни того силы святаго Твоего Духа...» [1] «Мирная Ектения» перед купелью: «О еже быти ему, воде сей бани паки бытия, оставлению грехов и одежди нетления, Господу помолимся»... [1] Молитва «на освящение воды»: «И даждь ей благодать избавления благословение Иорданово: сотвори ея нетления источник, освящения дар, согрешением разрешение... покажи воду сию, воду покоя, воду избавления, воду освящения, очищение скверны плоти и духа, ослабу узам, оставление согрешений...» [1] По совершении троекратного погружения младенца кладут на синдон, лежащий на руках восприемника и повивают им. По умовении рук, иерей глаголет: «Вонмем». Далее, звучит первый стих 31-го псалма: «Блажени им же отпустишася беззакония и им же прикрышася греси», который по Ектении и миропомазании прочитывается уже полностью. По обхождении купели, во 2-й молитве, вновь упоминается оставление «вольных и не вольных согрешений» младенцу [1]. По отпусте, читается наставление восприемнику, которое окончательно закрепляет сквозную для всей службы мысль: «Вонми брате, яже ти глаголю: яко да его же восприял еси от святыя купели, очищена божественным порождением от всех прежних согрешений...» [1] На какие же грехи непорочного младенца так настойчиво обращает наше внимание богословский посыл чинопоследования? Ответ, как говорится, «лежит на поверхности». «Первородный грех» по-прежнему на нас, во всей своей полноте предопределенности, т.е. еще до рождения! Ведь младенцу оставляются «все прежние согрешения». И вот тут-то и возникает ряд серьезных вопросов. Первый из них касается тех, чьи родители христиане. Это все тот же древний и до сих пор «еретический» вопрос, который звучит примерно так: каким образом дети крещенных родителей могут быть носителями «адамова греха»? Ведь передать из рода в род можно лишь то, что имеешь сам. А от «первородного греха» должно освобождать Крещение наших предков, совершенное «во оставление грехов» [2]. Кроме того, христиане верят, что человеческая душа происходит от Бога, а не в результате наследственной передачи от родителей к детям. В этом случае, вменение «плотского греха» прародителей потомкам сомнительно, не говоря уж о Божией справедливости в творении. [more](Отрицание последней создает почву для развития идеи «о поврежденности человеческой природы», якобы происходящей от Бога, и оправданию чего угодно...)[/more] Таким образом, не связанный с душой «первородный грех» превращается в «плотскую скверну» и не более того. Крещение же тогда, - просто «смывание грязи с тела», т.е. «ритуальное омовение» подобное очищениям иудеев! В заключении, необходимо сказать следующее. На сегодняшний день, мы не располагаем свидетельствами о Крещении младенцев в перво-Церкви. А, если это так, то достойна рассмотрения мысль о том, что и парадигмы «первородного греха» не существовало. Современный же чин Крещения изначально предназначался для взрослых (и только для взрослых), а уже позднее был приспособлен ко младенцам, став проводником «богословия предопределения». Сегодня сложно дать утвердительный ответ на вопрос о том, что первично по времени возникновения: практика Крещения младенцев или богословие. Однако, прямая их связь прослеживается вполне определенно. [1] «Чин Крещения». Старообрядческая типография. Уральск, лето 7416 [2] Кремлевский А. «История пелагианства и пелагианская доктрина». Казань, 1898. pdf-файл (329 кб)

Ответов - 3

Сергiй: Можно добавить, что для разрешения вопроса о заимовании первородного греха от родителей, католики разработали концепцию "непорочного зачатия Девы Марии". Дескать, родилась она обычным человеческим образом, но без наследования первородного греха. Таким образом, Исус заимовавший у неё плоть не заимовал вкупе с ней "первородного греха" и потому вполне пригоден для принесения в жертву, как непорочный агнец.

Konstantino: Роман Ермаков пишет: «Первородный грех» по-прежнему на нас, во всей своей полноте предопределенности, т.е. еще до рождения! Термин «первородный грех» (лат. peccatum originale или vitium originis) сегодня приписывают блаженному Августину. Это якобы он в якобы своем в трактате De diversis quaestionibus ad Simplicianum («О различных вопросах к Симплициану») впервые ввел такой термин Наказание за первородный грех (§ 10-11) 10. «Ибо знаю, — говорит, — что не обитает во мне, то есть в плоти моей, доброе» (Рим.7:18). Зная — соглашается с законом, а делая — уступает греху. Что если спросит некто, почему это говорит он, что в плоти его вовсе не обитает доброе, а значит, [обитает] грех? Почему же, как не из-за передачи смертности и непрерывности [греховного] пожелания? Первое — наказание за первородный грех, второе — кара за частый грех; с первым рождаемся мы в эту жизнь, а второе присоединяем, живя. И две эти вещи, а именно как бы природа и обычай, соединившись, делают вожделение мощнейшим и непобедимейшим, что и называет он грехом, и говорит, что обитает последний в плоти его, то есть обладает некоторым господством и как бы царством. Отсюда и следующие слова псалма: «Я избрал бы скорее быть униженным в доме Господнем, чем обитать в шатрах грешников» (Пс.83:11); то есть тот, кто унижен, где бы он ни находился, не обитает там, где пребывает. Поэтому ясно, что обитание следует понимать здесь с учетом некоторого господства. А если по благодати совершится в нас то, о чем говорит апостол в другом месте: «Чтобы не царствовал грех в смертном теле нашем, к повиновению похотям его» (Рим.6:12), то уже нельзя будет в собственном смысле сказать в этом случае, что грех обитает [в нас]. 11. «Потому что желание, — говорит, — свойственно мне, а совершение добра — нет» (Рим.7:18). Неверно понимающим эти слова кажется, что [апостол] как бы устраняет ими свободное решение. Но как же устраняет он, если говорит: «Желание свойственно мне?». Ведь ясно, что само желание в [нашей] власти, поскольку свойственно нам; а совершение добра — не в [нашей] власти, и это — по вине первородного греха. Ибо эхо — не первоначальная природа человека, но кара за преступление, вследствие которой появилась и сама смертность, вроде некой вторичной природы, от которой освобождает нас благодать Создателя, если мы с верой подчиняемся ей. Но сейчас произносятся слова человека, находящегося пока что еще под законом, а не под благодатью. Ибо тот, кто не находится под благодатью, не делает того «доброго, которое хочет», но делает то «злое, которого не хочет», вследствие господствующего вожделения, усиленного не только узами смертности, но и тяжестью привычки. А если делает он то, чего не хочет, то не сам уже делает это, но обитающий в нем грех, как это было сказано и объяснено выше. http://golden-ship.ru/knigi/3/avgustin_TORV2.htm#_Toc223440742

Konstantino: Роман Ермаков пишет: Современный же чин Крещения изначально предназначался для взрослых (и только для взрослых), а уже позднее был приспособлен ко младенцам, став проводником «богословия предопределения». Однозначно этот чин крещения не является старым обрядом т.к. приспособлен для младенцев да еще и содержащим прямые намеки на "Первородный грех".




полная версия страницы